Прогрессивный рок
Прогрессивный рок (англ. progressive rock) или прог-рок – одно из наиболее интересных направлений рок-музыки, отличающееся отходом от стандартных в роке форм музыкального построения, а также сложностью и глубиной подаваемого материала. Постоянное движение вперед, поиск новых форм выражения, использование синтеза всего музыкального наследия человечества делают прогрессивный рок наиболее интеллектуальным стилем в популярной музыке. Зародившись еще в 60-х годах прошлого столетия, прогрессивный рок по сей день не утратил своей актуальности. Приобщая все новые и новые поколения слушателей к высокому искусству, это направление музыки нисколько не замыкается в собственной сложности и многогранности, а создает все время новые и новые поджанры.
Корни прогрессивного рока уходят вглубь революционных 60-х, полных разнообразных музыкальных веяний. Само это время было прогрессивным по своей сути. В музыке непрерывно происходили новые открытия, которые чаще всего имели эклектичный характер. Началом обогащения рока элементами из других музыкальных жанров принято считать эксперименты The Beatles с классической и восточной музыкой, начатые по инициативе продюссера группы Джорджа Мартина (George Martin) в середине 60-х годов. Эту инициативу впоследствии подхватили многие, создав целое промежуточное музыкальное направление, называемое условно прото-прогом. В числе этих коллективов особенно следует отметить The Nice и The Moody Blues, которые в это время начали создавать сложные и развернутые произведения, комбинируя в них рок с европейской классикой. Им не удалось достичь настоящего синтеза рока с классической музыкой, но они совершили серьзнейший шаг на пути к становлению прогрессивного рока.
На раннем этапе становления прогрессивного рока важную роль сыграло присоединение к нему джаза. Особенно удачно это удалось коллективам: Blood, Sweat & Tears, Gong, Colosseum, Steely Dan и др. Синтез рока, джаза и классики лег в основу всего раннепрогрессивного звучания.
King Crimson | Van der Graaf Generator | Jethro Tull | Yes | Gentle Giant |
- After Crying
- Akkerman, Jan (Ян Аккерма…
- Alamaailman Vasarat
- Alquin
- Ame Son
- Anderson, Ian (Ян Андерсо…
- Anderson, Jon (Джон Андер…
- Andwella
- Anekdoten
- Ange
- Änglagård
- Aphrodite’s Child
- Arcadium
- Arco Iris
- Asia
- Atomic Rooster
- Audience
- Banco del Mutuo Soccorso
- Barclay James Harvest
- Beggar's Opera
- Belew, Adrian (Эдриан Бел…
- Birth Control
- Black Widow
- Blackfield
- Blops
- Camel
- Can
- Caravan
- Catapilla
- Cathedral
- Charlies
- Clear Blue Sky
- Clepsydra
- Colosseum
- Comus
- Cos
- Cressida
- Curved Air
- Dear Hunter, The
- East of Eden
- Eela Craig
- Egg
- Ekseption
- Electric Light Orchestra
- Eloy
- Emerson Lake & Palmer
- Epitaph
- Family
- First Band From Outer Spa…
- Fish (Фиш)
- Focus
- French TV
- Fripp, Robert (Роберт Фри…
- Gabriel, Peter (Питер Гэй…
- Genesis
- Gentle Giant
- Gilmour, David (Дэвид Гил…
- Gnidrolog
- Gong
- Greenslade
- Gryphon
- Hackett, Steve (Стив Хэке…
- Halloween
- Hammill, Peter (Питер Хэм…
- Hatfield and the North
- Hawkwind
- Hodgson, Roger (Роджер Хо…
- Horslips
- Howe, Steve (Стив Хоу)
- Idiot Flesh
- IQ
- Isildurs Bane
- Jade Warrior
- Jane
- Jethro Tull
- Kaipa
- Kalevala
- Kansas
- Kayak
- Khan
- King Crimson
- Landberk
- Le Orme
- Lees, John (Джон Лис)
- Levin, Tony (Тони Левин)
- Magma
- Man
- Manfred Mann's Earth Band
- Marillion
- Mark-Almond
- Mars Volta, The
- Mason, Nick (Ник Мэйсон)
- Maxophone
- Mikromidas
- Miriodor
- Moody Blues, The
- Moraz, Patrick (Патрик Мо…
- Morte Macabre
- Mythos
- Nektar
- Nice, The
- Nil
- Novalis
- November
- Old Man and the Sea, The
- Oldfield, Mike (Майк Олдф…
- Omega
- Opus Est
- Out of Focus
- Ozric Tentacles
- Parzival
- Pavlov's Dog
- Phideaux
- Pineapple Thief, The
- Pink Floyd
- Porcupine Tree
- Premiata Forneria Marconi
- Procol Harum
- Quatermass
- Rare Bird
- Renaissance
- Riff Raff
- Rodriguez-Lopez, Omar (Ом…
- Roxy Music
- RPWL
- Rush
- S.B.B.
- Sinkadus
- Spock's Beard
- Styx
- Supersister
- Supertramp
- Sweet Smoke
- Sylvan
- Tangent, The
- Tasavallan Presidentti
- Tempest
- The Alan Parsons Project
- Tibet
- Trace
- Traffic
- Transatlantic
- Triumvirat
- UK
- Van der Graaf Generator
- Wakeman, Rick (Рик Уэйкма…
- Walsh, Steve (Стив Уолш)
- Waters, Roger (Роджер Уот…
- Web, The
- Wetton, John (Джон Уэттон…
- Wigwam
- Wilson, Steven (Стивен Уи…
- Wishbone Ash
- Wright, Richard (Ричард Р…
- Wyatt, Robert (Роберт Уай…
- Xhol Caravan
- Yes
- Yezda Urfa
- Zingale
- Zip Tang
- Плач Єремії
В то время, как на американском континенте музыкальная жизнь все еще вращалась вокруг психоделии, в Старом Свете уже во всю набирало ход новое течение. К началу 70-х прогрессивный рок окончательно сформировался в отдельный музыкальный стиль. King Crimson, Pink Floyd, Van der Graaf Generator, Yes, Genesis, Emerson, Lake & Palmer и многие другие начали создавать настоящие произведения высокого музыкального искусства, доселе неведомого миру рока. Длинные, развернутые композиции-сюиты с частыми сменами ритма и тональности, а также виртуозная игра на всевозможных музыкальных инструментах стали визитной карточкой прогрессивного рока.
70-е годы ХХ века принято считать «золотым десятилетием» в истории прогрессива. Именно в это время мир искусства обогатился величайшими произведениями, созданными в этом музыкальном стиле. Авторы этих творений навсегда стали образцом для подражания тем молодым последователям прогрессивного рока, которые начали работать в этом направлении позже.
Однако 80-е годы для прогрессива оказались настоящим испытанием. Мир в это время резко переориентировался с серьезной и сложной музыки на простую и незамысловатую, под которую приятно провести время и не нужно особо думать. В эти годы европейский прогрессив обрел статус архаичной музыки отцов, ненужной новому поколению. Многие достойные исполнителеи стали сознательно упрощать и популяризировать свои произведения. Даже в США, где в это время к прогрессивному року наконец проснулся интерес, творчество прог-рокеров напоминало скорее пародию на великие произведения их европейских коллег. Американский подход к этому стилю оказался чрезмерно коммерческим.
Но, к счастью, время популяризации направления благополучно закончилось, и с началом 90-х прогрессивный рок вернулся на круги своя. Звучание новых, так называемых, нео-прогрессивных коллективов стало более рафинированным и эпичным. Но, конечно же, это была уже не та музыка, которую играли в начале 70-х. Новые веяния привнесли в это направление тяжелые металлические нотки. Впоследствие синтез прог-рока с хеви-металом попродил отдельное, весьма интересное направление, называемое прогрессив-метал (англ. progressive metal).
На сегодняшний день уже невозможно определить, какое государство держит пальму первенства в прогрессивном роке. Северная Америка, впрочем, как и Южная, уже много лет имеют достойных представителей жанра, вполне способных составить конкуренцию европейским коллективам. Не так широко на карте прогрессива представлен Восток, однако практически любое цивилизованное государство может похвалиться своими прог-рокерами, которые активно используют в творчестве местный фольклор, разнообразя и без того неиссякаемые запасы прогрессивного рока.