Прогрессивный рок

Прогрессивный рок (англ. progressive rock) или прог-рок – одно из наиболее интересных направлений рок-музыки, отличающееся отходом от стандартных в роке форм музыкального построения, а также сложностью и глубиной подаваемого материала. Постоянное движение вперед, поиск новых форм выражения, использование синтеза всего музыкального наследия человечества делают прогрессивный рок наиболее интеллектуальным стилем в популярной музыке. Зародившись еще в 60-х годах прошлого столетия, прогрессивный рок по сей день не утратил своей актуальности. Приобщая все новые и новые поколения слушателей к высокому искусству, это направление музыки нисколько не замыкается в собственной сложности и многогранности, а создает все время новые и новые поджанры.

Корни прогрессивного рока уходят вглубь революционных 60-х, полных разнообразных музыкальных веяний. Само это время было прогрессивным по своей сути. В музыке непрерывно происходили новые открытия, которые чаще всего имели эклектичный характер. Началом обогащения рока элементами из других музыкальных жанров принято считать эксперименты The Beatles с классической и восточной музыкой, начатые по инициативе продюссера группы Джорджа Мартина (George Martin) в середине 60-х годов. Эту инициативу впоследствии подхватили многие, создав целое промежуточное музыкальное направление, называемое условно прото-прогом. В числе этих коллективов особенно следует отметить The Nice и The Moody Blues, которые в это время начали создавать сложные и развернутые произведения, комбинируя в них рок с европейской классикой. Им не удалось достичь настоящего синтеза рока с классической музыкой, но они совершили серьзнейший шаг на пути к становлению прогрессивного рока.

На раннем этапе становления прогрессивного рока важную роль сыграло присоединение к нему джаза. Особенно удачно это удалось коллективам: Blood, Sweat & Tears, Gong, Colosseum, Steely Dan и др. Синтез рока, джаза и классики лег в основу всего раннепрогрессивного звучания.

King Crimson Van der Graaf Generator Jethro Tull Yes Gentle Giant
King Crimson Van der Graaf Generator Jethro Tull Yes Gentle Giant

В то время, как на американском континенте музыкальная жизнь все еще вращалась вокруг психоделии, в Старом Свете уже во всю набирало ход новое течение. К началу 70-х прогрессивный рок окончательно сформировался в отдельный музыкальный стиль. King Crimson, Pink Floyd, Van der Graaf Generator, Yes, Genesis, Emerson, Lake & Palmer и многие другие начали создавать настоящие произведения высокого музыкального искусства, доселе неведомого миру рока. Длинные, развернутые композиции-сюиты с частыми сменами ритма и тональности, а также виртуозная игра на всевозможных музыкальных инструментах стали визитной карточкой прогрессивного рока.

70-е годы ХХ века принято считать «золотым десятилетием» в истории прогрессива. Именно в это время мир искусства обогатился величайшими произведениями, созданными в этом музыкальном стиле. Авторы этих творений навсегда стали образцом для подражания тем молодым последователям прогрессивного рока, которые начали работать в этом направлении позже.

Однако 80-е годы для прогрессива оказались настоящим испытанием. Мир в это время резко переориентировался с серьезной и сложной музыки на простую и незамысловатую, под которую приятно провести время и не нужно особо думать. В эти годы европейский прогрессив обрел статус архаичной музыки отцов, ненужной новому поколению. Многие достойные исполнителеи стали сознательно упрощать и популяризировать свои произведения. Даже в США, где в это время к прогрессивному року наконец проснулся интерес, творчество прог-рокеров напоминало скорее пародию на великие произведения их европейских коллег. Американский подход к этому стилю оказался чрезмерно коммерческим.

Но, к счастью, время популяризации направления благополучно закончилось, и с началом 90-х прогрессивный рок вернулся на круги своя. Звучание новых, так называемых, нео-прогрессивных коллективов стало более рафинированным и эпичным. Но, конечно же, это была уже не та музыка, которую играли в начале 70-х. Новые веяния привнесли в это направление тяжелые металлические нотки. Впоследствие синтез прог-рока с хеви-металом попродил отдельное, весьма интересное направление, называемое прогрессив-метал (англ. progressive metal). 

На сегодняшний день уже невозможно определить, какое государство держит пальму первенства в прогрессивном роке. Северная Америка, впрочем, как и Южная, уже много лет имеют достойных представителей жанра, вполне способных составить конкуренцию европейским коллективам. Не так широко на карте прогрессива представлен Восток, однако практически любое цивилизованное государство может похвалиться своими прог-рокерами, которые активно используют в творчестве местный фольклор, разнообразя и без того неиссякаемые запасы прогрессивного рока.

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.