Can

CanНемецкую группу Can большинство исследователей по праву считают родоначальниками краут-рока – стиля, вобравшего в себя элементы всевозможных направлений музыки ХХ века, приправленных изрядной долей психоделии. У истоков коллектива незримо стоял один из ключевых представителей музыкального авангарда – немецкий композитор Карлхайнц Штокхаузен (Karlheinz Stockhausen). Именно его ученики Хольгер Шукай (Holger Czukay) и Ирмин Шмидт (Irmin Schmidt) однажды решили создать группу, которая смогла бы совместить в своем творчестве рок-музыку и авангард. Так появился Can.

Этот эксперимент был начат в 1968 году, во время, когда красивые мелодии в рок-музыке еще продолжали оставаться основой стиля. Но немецкие музыканты вопреки всем тенденциям моды начали вовсю «выворачивать мозги» своим первым слушателям и поклонникам. Музыку Can очень сложно описать, но практически во всех их альбомах присутствует какой-то шаманизм. Уже на первой пластинке «Monster Movie» это отчетливо слышно.

После достаточно громкого старта, музыканты распрощались со своим чернокожим фронтменом Малкольмом Муни, вокальные данные которого оставляли желать лучшего, и пополнили состав молодым японцем Дамо Судзуки (Damo Suzuki), который без особой цели шатался по Европе.

Альбом «Soundtracks», куда вошли записи к различным кинофильмам, был первой работой с новым вокалистом, но настоящий классический Can начался с двойного диска «Tago Mago» 1971 года выпуска. До сих пор этот альбом считается одним из самых экспериментальных в рок-музыке. Далее последовал выход еще нескольких работ в подобном ключе, которые стали классикой краут-рока. В 1973 году Судзуки, как настоящий авангардист, наконец-то нашел то, что так долго искал в Европе: жену и религиозную организацию «Свидетели Иеговы». Результатом этого стал его уход из группы.

До определенного времени Can оставались квартетом, исполняя и записывая свою экспериментальную музыку, но уже в 1977 году к четверке немецких исполнителей присоединились двое музыкантов из английского Traffic: басист Роско Джи (Rosko Gee) и перкуссионист Рибоп Кваку Баах (Rebop Kwaku Baah). С их помощью группа записала три студийных альбома, которые критики и публика встретили более чем прохладно. В это же время коллектив покинул и один из его «мозговых центров» – Хольгер Шукай. В 1979 году Can фактически прекратили свое существование, поскольку ее участники переключились на сольную деятельность. В 1986 году музыканты отыскали «канувшего в Лету» своего первого вокалиста Малкольма Муни и записали с ним альбом, который появился в продаже лишь в 1989 году.

Состав:

  • Holger Czukay – bass guitar, sound engineer, electronics (1968–1977, 1986)
  • Michael Karoli – guitar, vocals, violin (1968–1979, 1986)
  • Jaki Liebezeit – drums, percussion (1968–1979, 1986)
  • Irmin Schmidt – keyboards, vocals (1968–1979, 1986)
  • David C. Johnson – reeds, winds, electronics and tape manipulation (1968–1969)
  • Malcolm Mooney – vocals (1968–1969, 1986)
  • Damo Suzuki – vocals (1970–1973)
  • Rosko Gee – bass, vocals (1977–1979)
  • Rebop Kwaku Baah – percussion, vocals (1977–1979)

Студийная дискография:

  1. Monster Movie, 1969
  2. Soundtracks, 1970
  3. Tago Mago, 1971
  4. Ege Bamyasi, 1972
  5. Future Days, 1973
  6. Soon Over Babaluma, 1974
  7. Landed, 1975
  8. Flow Motion, 1976
  9. Saw Delight, 1977
  10. Out of Reach, 1978
  11. Can, 1979
  12. Rite Time, 1989

You may need: Adobe Flash Player.

Mary, Mary So Contrary - "Monster Movie" (1969)

You may need: Adobe Flash Player.

Oh Yeah - "Tago Mago" (1971)

See video

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.