Экспрессионизм

Экспрессионизм (лат. expressio – выражать) – направление в искусстве эпохи модернизма, в основе которого лежит не столько воспроизведение действительности, сколько выражение эмоционального состояния художника. Наибольшее распространение экспрессионизм получил в первом десятилетии XX века в Германии и Австрии. Это направление возникло в следствие разочарования благами капиталистической цивилизации. Экспрессионизм проявил себя в виде крайне негативной и в, некоторой степени, даже болезненной реакции, сопровождаемой субъективным унынием, тревогой и страхом. В противовес классическому искусству с его эстетизмом и натурализмом экспрессионисты выражали идею сильного чувственного воздействия, что нередко шло в ущерб качеству их творений.

Несмотря на то, что экспрессионистская традиция в живописи существовала и ранее, массовое явление экспрессионизма пришло в мир только начале XX века. В это время оно получило широкое распространение в театре, литературе, архитектуре, музыке, танце и прочих областях искусства. Экспрессионизм, как состояние души, нахлынул подобно эпидемии во все сферы искусства и умственной деятельности того времени.

Применительно к живописи термин "экспрессионизм" впервые был использован философом Вильгельмом Воррингером (Wilhelm Worringer). В 1911 году в своей статье в журнале "Штурм" он назвал экспрессионистами французских художников Винсента ван Гога (Vincent van Gogh), Поля Сезанна (Paul Cezanne) и Анри Матисса (Henri Matisse). Чуть позже термин "экспрессионизм" стали употреблять шире, называя им целое направление искусства, в котором изображение действительности деформировано с целью достижения выразительности, в следствие чего внутренний мир художника и его взгляд на мир передаются на полотно.

Начало XX века было очень неспокойным временем. Бурно развивалась промышленность, совершались новые научные открытия, менявшие мировоззрение людей. Это был период когда Европу волновали большие перемены и многие люди особенно с тонким восприятием мира, люди творческие, очень остро переживали это, как будто предчувствуя беду. Первая мировая война впоследствие оправдала эти страшные предчувствия, унеся с собой много жизней, в том числе и деятелей искусства того времени. Свои переживания художники отображали в картинах, где-то с подтекстом, где-то с депрессивными нотками. Ярким примером этого мироощущения может послужит работа Эгона Шиле (Egon Schiele) "Осеннее солнце и деревья" (1911) .

Некоторые экспрессионисты изображали самые страшные и уродливые стороны жизни для того чтобы те, кто жили в благополучии не забывали и об этом, менее счастливом времени.

Неприятие индустриальной цивилизации, чувство отчужденности и одиночества человека в развитом современном мире можно было увидеть в работах многих экспрессионистов. Среди наиболее известных творений можно вспомнить картину Макса Бекмана (Max Beckmann) "Железный мостик", в которой выражен яркий контраст между цивилизованной и обеспеченной жизнью и жизнь бедных слоев общества. Этот диссонанс передан в образах маленькой лошадки, впряженной в повозку и огромного железного моста, за которым можно видеть холодный и безлюдный город с дымящими заводами и прочими атрибутами цивилизации.

Ярче всего экспрессионизм проявил себя в Германской империи. И, волею судеб, именно там он подвергся самым большим гонениям. В 1933 году фашисты, пришедшие к власти, назвали экспрессионизм дегенеративным искусством. Работы экспрессионистов подвергались прилюдному уничтожению.

Позднее картины в стиле экспрессионизма стали выражать еще более обостренное ощущение действительности. В них проявило себя крайне субъективистское видение мира, запечатленное в самых разнообразных вариациях форм и цветовых гамм. В наше время экспрессионистское мировоззрение актуально не менее, чем в начале XX века, и как и раньше оно находит свое выражение в картинах современных художников.

Edvard Munch Vincent van Gogh Paul Cezanne Egon Schiele Max Beckmann
Edvard Munch

Vincent van Gogh

Paul Cezanne

Egon Schiele

Max Beckmann

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.