Экспериментальный рок

Экспериментальный рок (англ. experimental rock), как отдельное течение в рок-музыке, появился в шестидесятых годах прошлого века приблизительно в одно и то же время в Америке и Великобритании. Естественно, основой возникшего направления был и остается рок, с его четкой структурой, но музыканты, работающие в этом ключе, вот уже более сорока лет совершают попытки выйти за его рамки и продемонстрировать всему миру, что на то он и эксперимент, чтобы нарушать все нормы и стандарты. Экспериментальный рок часто еще называют авангардным, что многое проясняет. Коллективы и исполнители, занимающиеся подобной музыкой, обычно не поддаются классификации, зачастую являясь коммерчески провальными, за исключением редких самородков, вроде Фрэнка Заппы (Frank Zappa).

Огромное влияние на экспериментальный рок оказали фри-джаз (Ornette Coleman, Sun Ra, John Coltrane) и академическая авангардная музыка (Olivier Messiaen, John Cage, Karlheinz Stockhausen). На заре своего развития это направление было неразрывно связано с психоделическим роком. Не будет ошибкой сказать, что экспериментальный рок вырос в отдельный поджанр музыки именно из психоделической и прогрессивной среды. Многие английские группы, такие как The Beatles, The Rolling Stones, Pink Floyd в своем раннем творчестве довольно много экспериментировали, но сказать, что в их творчестве были элементы экспериментального рока можно лишь условно. Скорее их эксперименты можно назвать предпосылками к возникновению данного направления. Однако в США этот процесс сразу же обрел какие-то свои четкие и неповторимые формы. The Fugs, The Godz, Red Crayola, Silver Apples, Captain Beefheart and the Magic Band, The Velvet Underground и The Mothers of Invention вполне подходят под определение «пионеров жанра».

В Европе экспериментальный рок получил сильное развитие с возникновением краут-рока (нем. krautrock). Amon Düül II, Popol Vuh, Guru Guru, Faust и Can – наиболее яркие представители данного течения. Благодаря появлению новых стилей и направлений в музыке, экспериментальный рок, по-прежнему пребывая вне каких-либо рамок, не стоял на месте, а развивался и обогащался новыми влияниями и тенденциями. В 80-х годах появилось огромнейшее число коллективов, не поддающихся классификации: Sonic Youth, Butthole Surfers, Swans и многие другие, исполняющие сложную и порой «трудноперевариваемую» музыку. Все они в какой-то степени использовали в своем творчестве элементы экспериментального рока.

На сегодняшний день число групп, относящих себя к экспериментальному року, просто колоссально. Однако при более глубоком знакомстве с ними оказывается, что многие из них просто спекулируют на терминологии, зачастую даже не умея играть на музыкальных инструментах. Такие формации часто используют электронику и привносят в свою музыку порой что-то совсем немузыкальное. Вскоре, не получив ожидаемого результата от своей деятельности, некоторые из них начинают исполнять самый настоящий нойз (англ. noise – шум).

Из современных групп, хорошо зарекомендовавших себя в музыкальной авангардной среде, стоит отметить Man Man, Animal Collective, Deerhunter, Xiu Xiu и Circus Devils. В настоящее время экспериментальный рок очень близок к такому музыкальному направлению, как пост-рок (англ. post-rock).

Frank Zappa Holger Czukay Faust Tuxedomoon Másfél
Frank Zappa

Holger Czukay

Faust

Tuxedomoon

Másfél

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.