Регги
Регги (англ. reggae) – музыкальное направление, которое возникло и сформировалось на Ямайке в конце 60-х годов ХХ века. Этот стиль музыки настолько слился со всей остальной культурой острова, что стал настоящим национальным достоянием. Несмотря на то, что корни регги прочно переплелись с такими жанрами, как калипсо (англ. calypso), менто (англ. mento), джаз (англ. jazz) и ритм-н-блюз (англ. rhythm’n’blues), наиболее близкими к нему направлениями музыки все же являются ска (англ. ska) и рокстеди (англ. rocksteady). Собственно, из их недр и родилось регги, как отдельный стиль музыки. Если рокстеди был по своей ритмике ближе к рок-н-роллу, т.е. достаточно ритмичным и танцевальным, то в появившемся из него регги исполнители стали использовать средний темп композиций и, ставшее особой фишкой, акцентирование слабой доли ритма.
Впервые термин «регги» появился в 1968 году в названии песни «Do the Reggae», пренадлежащей одной из основательниц этого направления – группе Maytals. В этой незамысловатой песенке говорилось о том, что регги – это новый танец, который может двигать тобой, в нем можно любить всем сердцем и надо просто танцевать. Позднее в других песнях Maytals рассказывали о том, что в регги есть душа, регги имеет ритм, запускающий ноги в танец, от регги себя хорошо чувствуешь, регги может делать и бабушка и дедушка, регги заставляет делать сумасшедшие вещи... Но наделив этот термин столькими эпитетатми и метафорами, музыканты коллектива так и не признались никому, откуда они его взяли. С тех пор всевозможные критики не могут прийти к единому мнению относительно его этимологии.
Но заявив миру о регги, Maytals не стали ни его признанными идеологами, ни кумирами с мировой славой. Эта участь выпала на долю других исполнителей. Боб Марли (Bob Marley), Питер Тош (Peter Tosh) и Банни Уайлер (Bunny Wailer) обрели статус «трех китов», на которых держится регги, и как музыкальное направление, и как идеология. Именно они сделали регги известным во всем мире.
Особое внимание стоит уделить текстам регги-песен, которые из достаточно сентиментальных превратились к концу 60-х в остросоциальные. Регги-исполнители, вдохновенные борьбой черного населения за свои права, стали петь о тех проблемах, с которыми сталкивались, прежде всего, на родной Ямайке. Ко всему этому стоит добавить и тему растафарианства – ямайского религиозного движения, без которого регги также невозможно себе представить.
Уже в первой половине 70-х годов, когда регги стало мировым достоянием, религия растафари воспринималась, как неотъемлемая часть новой ямайской музыки. Практически все без исключения исполнители регги этого периода были последователями растафарианства, активно курили марихуану, пели о Джа, Хайле Селассие, Вавилоне и исходе в Эфиопию.
Регги завоевал сердца слушателей во всем мире к середине 70-х. Боб Марли стал для почитателей направления «звездой» вселенского масштаба. Эта музыка вышла за пределы родной Ямайки и ее начали исполнять во всех странах и континентах. Однако, молодые исполнители уже не так, как корифеи стиля заботились о религиозной составляющей. В результате этого старых, религиозных растаманов, стоявших у истоков стиля, стали относить к «roots reggae».
Позднее из регги родилось такое музыкальное течение, как даб (англ. dub), а чуть позже регги повлияло на возникновение хип-хопа (англ. hip hop), трип-хопа (англ. trip hop) и драм-энд-бэйса (англ. drum and bass). На сегодняшний день регги по прежнему остается одним из наиболее популярных направлений музыки во всем мире.
Bob Marley | Peter Tosh | Bunny Wailer | Burning Spear | Iqulah |
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь