Регги

Регги (англ. reggae) – музыкальное направление, которое возникло и сформировалось на Ямайке в конце 60-х годов ХХ века. Этот стиль музыки настолько слился со всей остальной культурой острова, что стал настоящим национальным достоянием. Несмотря на то, что корни регги прочно переплелись с такими жанрами, как калипсо (англ. calypso), менто (англ. mento), джаз (англ. jazz) и ритм-н-блюз (англ. rhythm’n’blues), наиболее близкими к нему направлениями музыки все же являются ска (англ. ska) и рокстеди (англ. rocksteady). Собственно, из их недр и родилось регги, как отдельный стиль музыки. Если рокстеди был по своей ритмике ближе к рок-н-роллу, т.е. достаточно ритмичным и танцевальным, то в появившемся из него регги исполнители стали использовать средний темп композиций и, ставшее особой фишкой, акцентирование слабой доли ритма.

Впервые термин «регги» появился в 1968 году в названии песни «Do the Reggae», пренадлежащей одной из основательниц этого направления – группе Maytals. В этой незамысловатой песенке говорилось о том, что регги – это новый танец, который может двигать тобой, в нем можно любить всем сердцем и надо просто танцевать. Позднее в других песнях Maytals рассказывали о том, что в регги есть душа, регги имеет ритм, запускающий ноги в танец, от регги себя хорошо чувствуешь, регги может делать и бабушка и дедушка, регги заставляет делать сумасшедшие вещи... Но наделив этот термин столькими эпитетатми и метафорами, музыканты коллектива так и не признались никому, откуда они его взяли. С тех пор всевозможные критики не могут прийти к единому мнению относительно его этимологии.

Но заявив миру о регги, Maytals не стали ни его признанными идеологами, ни кумирами с мировой славой. Эта участь выпала на долю других исполнителей. Боб Марли (Bob Marley), Питер Тош (Peter Tosh) и Банни Уайлер (Bunny Wailer) обрели статус «трех китов», на которых держится регги, и как музыкальное направление, и как идеология. Именно они сделали регги известным во всем мире.

Особое внимание стоит уделить текстам регги-песен, которые из достаточно сентиментальных превратились к концу 60-х в остросоциальные. Регги-исполнители, вдохновенные борьбой черного населения за свои права, стали петь о тех проблемах, с которыми сталкивались, прежде всего, на родной Ямайке. Ко всему этому стоит добавить и тему растафарианства – ямайского религиозного движения, без которого регги также невозможно себе представить.

Уже в первой половине 70-х годов, когда регги стало мировым достоянием, религия растафари воспринималась, как неотъемлемая часть новой ямайской музыки. Практически все без исключения исполнители регги этого периода были последователями растафарианства, активно курили марихуану, пели о Джа, Хайле Селассие, Вавилоне и исходе в Эфиопию.

Регги завоевал сердца слушателей во всем мире к середине 70-х. Боб Марли стал  для почитателей направления «звездой» вселенского масштаба. Эта музыка вышла за пределы родной Ямайки и ее начали исполнять во всех странах и континентах. Однако, молодые исполнители уже не так, как корифеи стиля заботились о религиозной составляющей. В результате этого старых, религиозных растаманов, стоявших у истоков стиля, стали относить к «roots reggae».

Позднее из регги родилось такое музыкальное течение, как даб (англ. dub), а чуть позже регги повлияло на возникновение хип-хопа (англ. hip hop), трип-хопа (англ. trip hop) и драм-энд-бэйса (англ. drum and bass). На сегодняшний день регги по прежнему остается одним из наиболее популярных направлений музыки во всем мире.

Bob Marley Peter Tosh Bunny Wailer Burning Spear  Iqulah
Bob Marley Peter Tosh Bunny Wailer Burning Spear Iqulah

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.