Сюрреализм

Сюрреализм (фр. surréalisme – сверхреализм) – направление в искусстве, отражающее ирреальные фантазии или реальности внутреннего психического мира художника. Этот жанр появился, как протест по отношению к консервативному классическому буржуазному творчеству, отражающему обыденные реальности материального мира. Сюрреализм отличается использованием парадоксальных сочетаний художественных форм и аллюзий. Он возник в начале 20-х годов XX века во Франции. Основателем, вождем и идеологом сюрреализма стал французский писатель и поэт Андре Бретон (André Breton). Именно его "Манифест сюрреализма" позволил стихийному бунтарству молодых французских эпатажистов, среди которых были Луи Арагон (Louis Aragon), Поль Элюар (Paul Éluard), Тристан Тцара (Tristan Tzara), обрести ясную программу и оформиться в полноценное направление искусства.

В качестве источника для своего вдохновения сюрреалисты пытались использовать творческую энергию, таящуюся в сфере подсознательного. Согласно теории психоанализа манифестацию этой энергии мы можем наблюдать в различных полусознательных психических состояниях, начиная с болезненного бреда и гипнотического транса и заканчивая непроизвольным автоматизмом повседневности. Сон с его гаммой сновидений, галлюцинации, видения на грани яви и забытья, грезы, внезапные озарения, действия, совершаемые чисто механически вроде знакомых многим машинально создаваемых картинок на полях тетрадей и заметок – все эти явления бывают частыми спутниками чувствительных натур, каковыми являются художники, поэты и деятели искусства. Неудивительно, что отличительной чертой сюрреализма стала абсурдность, фантастичность, парадоксальность, эклектичность и пластичность образов.

Сам сюрреализм, впитывая энергию из таких разнообразных и зыбких источников, также не мог быть однородным и четко определенным. В рамках этого жанра можно выделить два направления. Одно из них являлось своеобразным экспериментом над процессом создания традиционных художественных полотен. Жоан Миро (Joan Miró), Жан Арп (Hans Arp), Андре Массон (André Masson) и Макс Эрнст (Max Ernst) причудливо видоизменяли изображаемые образы, внося в них элементы произвольных форм, свободные и переменчивые детали и даже откровенные абстракции.

Второе направление сюрреализма демонстрировало еще больший отрыв от привычной реальности мира. Оно представляло собой прямое отображение создаваемых в подсознании картин ирреального. При этом, полотна, исполненные художниками, которых относят к этому направлению по многим параметрам соответствуют основам академической живописи, в них сохранены законы перспективы, игра и передача светотеней, тонов и полутонов. Идеальным примером для иллюстрации этого направления сюрреализма является творчество Сальвадора Дали (Salvador Dali). В его работах при помощи художественного письма рождалась завораживающая иллюзия, нарушающая привычные законы расположения и поведения вещей, видоизменяя их плотность, массу и объем.

Сюрреалисты обоих направлений наилучшим образом воплотили в своем творчестве идеи бунтарства, конфликтующие с типично буржуазными ценностями. Их картины – красноречивое свидетельство того, что видимый материальный мир – это далеко не единственная реальность, доступная человеку, он иллюзорен и ограничен в своих возможностях. В противовес ему внутренний мир человека не имеет подобных пределов, он пластичен и органичен, он может быть по-настоящему ярким и непредсказуемым.

Разрушение границ материального нередко толкало художников-сюрреалистов к выходу за пределы этически дозволенного. Многие из них были убеждены в том, что подсознание должно выражать себя, не задаваясь вопросами нравственных ценностей. Часто, руководствуясь бунтарскими идеями или желая просто позабавиться над изменчивостью материальных образов и фокусами человеческого восприятия, сюрреалисты доходили до откровенного кича и категорически отталкивающей эклектики.

Salvador Dali Pablo Picasso René Magritte André Masson Max Ernst
Salvador Dali Pablo Picasso René Magritte André Masson Max Ernst 

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.