Постимпрессионизм

Постимпрессионизм – (фр. postimpressionisme – от лат. post – после и импрессионизм) – объединяющее наименование направлений французской живописи конца XIX – начала XX вв. (1886-1910 гг.). В постимпрессионизме воплотилась идея отказа от изображения одной лишь зримой действительности (в противовес реализму) и сиюминутных впечатлений (в противовес импрессионизму). Постимпрессионисты пытались запечатлеть ключевые моменты реальности и ее сущностные состояния, обращаясь временами к формам декоративной стилизации. Авторство термина «постимпрессионизм» принадлежит британскому критику Роджеру Фраю (Roger Fry). Именно он обозвал «постимпрессионистами» художников, выставлявшихся в Лондоне в 1910-м году.

Постимпрессионизм – (фр. postimpressionisme – от лат. post – после и импрессионизм) – объединяющее наименование направлений французской живописи конца XIX – начала XX вв. (1886-1910 гг.). В постимпрессионизме воплотилась идея отказа от изображения одной лишь зримой действительности (в противовес реализму) и сиюминутных впечатлений (в противовес импрессионизму). Постимпрессионисты пытались запечатлеть ключевые моменты реальности и ее сущностные состояния, обращаясь временами к формам декоративной стилизации.

Авторство термина «постимпрессионизм» принадлежит британскому критику Роджеру Фраю (Roger Fry). Именно он обозвал «постимпрессионистами» художников, выставлявшихся в Лондоне в 1910-м году.

Самыми яркими представителями этого течения считаются: А. Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec), В. Ван Гог (Vincent van Gogh), П. Гоген (Paul Gauguin), П. Сезанн (Paul Cezanne), Ж. Сёра (Georges Seurat), П. Синьяк (Paul Signac) и группа Наби, в которую входили: П. Боннар (Pierre Bonnard), М. Дени (Maurice Denis), Э. Вюйар (Edouard Vuillard). Еще не столь дерзкие, как кубисты и супрематисты, но уже рискнувшие «менять свои глаза», постимпрессионисты произвели мягкие трансформации в световосприятии и наполнили полотна неоднозначной мыслью. В отличие от импрессионистов они не ограничивались расплывчатой визуализацией полустертой сонной действительности. Напрямую переходили к серьезным размышлениям по поводу того или иного явления. И размышления свои грамотно оформляли в пластичные фигуры, довольно плоскостные, но служившие объемными метафорами. Красоты природы уже не так манили взор зачинателей нового жанра. Они служили им лишь одним из способов познания сущего. Ваятели постимпрессионистского толка, имея склонность к стилизации, совершили рывок в книжной графике по части цветной литографии. Постимпрессионизм широк и необъятен. Вот его крылья.

Незабываемые дивизионисты, они же пуантилисты – Жорж Сёра, Поль Синьяк, Анри Кросс. Творили с помощью точечных мазков, объединявшихся в один целостный ровный тон. Попытались привнести конкретику в сферу ощущений.

В группу Наби (от древнеевр. наби – пророк) входили Поль Серюзье, Пьер Боннар, Эдуард Вюйар, Морис Дени и др. Общим для них было тяготение к притчам и Священному Писанию. Они часто прибегали к воспоминаниям как к попытке удержать прошлое. Даже сцены повседневности у набидов были окутаны флером мифологии семейного очага. На полотнах авторы как бы разрешали на мгновение заглянуть в дела интимные. Но только на мгновение.

Поль Гоген – величина несоизмеримая ни с какими группами – в серии своих образов обращался к природе как к источнику мечтаний. Его наследие – не легкий этюд того, что видишь. Не просто выдох, как у импрессионистов и не туман жизни, а осмысление происходящего тумана. Поль Гоген всего лишь «мечтал на картинах». Его таитянские богини никуда никогда не тропятся и замирают, не дойдя до хижин, застывают с плодами манго, словно так того требует сама жизнь. У импрессионистов в красках таяла быстротечность, а у их продолжателей зрела вера во всеобщую стабильность. Плюс ко всему добавилась условность изображения, и объекты на холсте намеренно становились более яркими.

Поль Сезанн в свой черед сделал композиции более весомыми благодаря структурным компонентам, чем придал некоторую новизну всему направлению. Синтетический период творчества Сезанна отличен видением неразрывности природы и человека. То есть, человек предстает как природа в телесном облике. И, наоборот, воздушное пространство, морская вода, фруктовые сады и сезанновские каштаны приобретают практически осязаемое духовное измерение.

Аналогичный духовный статус получает жизнь у Ван Гога. Легендарный пессимист усматривал за каждой отдельно взятой местностью душевные переживания, поведать о которых представлялось возможным с помощью контрастного цвета. У него небо чувствует, пшеница чувствует, даже ставшие в наш век дежурными ирисы чувствуют покой, которого кому-то так не хватало в окрестностях Сен-Реми-де-Прованс.

Ван Гог - Ирисы Поль Гоген - Когда ты выйдешь замуж Поль Сезанн - Фруктовый сад в Понтуазе Морис Дени - Фигуры в весеннем пейзаже Эдуард Вюйар - Окончание завтрака мадам Вюйар
Винсент Ван Гог

Поль Гоген

Поль Сезанн

Морис Дени

Эдуард Вюйар

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.