Индуизм
Индуизм – национальное религиозное течение Индии, возникшее в середине I тыс. н. э. В наше время является одной из наиболее распространенных религий в мире. Вероучение и культ индуизма сложились в результате многовековой эволюции ведизма и брахманизма, религиозных систем, основанных на авторитете Вед – священных текстов, создание которых датируется серединой II тысячелетия до н. э. Таким образом, индуизм является не просто одной из древнейших в мире религий, но продолжателем самой древней в мире религиозной традиции.
Индуизм представляет собой комплекс целого ряда религиозных и философских представлений, среди которых выражены монотеистические, политеистические, пантеистические и даже атеистические воззрения. Свод этого знания представлен шестью религиозно-философскими системами (даршанами): санкхья, йога, миманса, веданта, вайшешика и ньяя. В связи с таким разнообразием воззрений исследователи часто заявляют, что индуизм не имеет строгой системы верований, но существует также мнение, что отдельные элементы этого религиозного учения представляют собой различные аспекты единого знания и именно на этом основании объединяются в целостную религиозную систему.
Термин «индуизм» был введен британскими исследователями в кон. XVIII – нач. XIX вв., которые основывались на взятом из языка фарси слове «хинду», обозначающем реку Инд, а также название местности, по которой она протекает. Оригинальное название индуизма на санскрите – «санатана-дхарма» (санскр. सनातन धर्म – вечный закон, вечная религия), которое служит указанием на связь с древнейшими верованиями проиндийского и арийского наследия. Но сами индусы обычно именуют свою религию просто «хинду мат» (учение хинду), «хинду самая» (традиция хинду) или «хинду дхарма» (закон хинду).
Священные писания индуизма представляют собой две категории текстов: шрути (услышанное) и смрити (запомненное). Шрути включают в себя Веды, Брахманы, Араньяки и Упанишады и признаются последователями всех направлений индуизма. В состав смрити входят Пураны, Махабхарата и Рамаяна. Смрити в своем повествовании опираются на авторитет шрути и также признаются большинством индуистов.
Являясь продолжателем традиций ведизма и брахманизма, индуизм не только включил в себя верования и представления этих религиозных течений, но и выработал на их основании собственные, более сложные воззрения. Поглотив огромный пантеон ведических божеств, олицетворяющих многочисленные силы природы, индуизм выделил в этом перечне фигуры отдельных богов и наделил их довольно сложными качествами и полномочиями.
Наиболее распространенными течениями индуизма являются вишнуизм и шиваизм, основанные на поклонении богам Вишну и Шиве. Но существует и третье главенствующее божество – Брахма, которое признается основателем Вселенной. Однако, Брахму признают верховным богом лишь теоретически. Его культ очень мало распространен. Также весьма малочисленны посвященные ему храмы и изображения.
Одним из важнейших и наиболее интересных представлений в индуизме является представление о тримурти (санскр. त्रिमूर्ति – три лика) – божественной троице, включающей в себя богов Брахму, Вишну и Шиву. Эти божества олицетворяют основные принципы видимого мира, известные из древнейшего ведического учения санкхьи о гунах материальной природы. В соответствии с учением о гунах, Брахма представляет сотворение мира (раджас), Вишну – поддержание мирового порядка (саттву) и Шива – разрушение (тамас). Тримурти исходит из единой божественной сущности, обозначаемой Парамой (верховным), Гухьей (тайным) и Сарватмой (душой всего мира).
В индуизме широко распространено представление о воплощении богов – аватарах. В связи с этим популярно и почитание богов в их земных формах. В каждой инкарнации божество выполняет какую-то миссию в мироустройстве и несет людям соответствующее этому знание. Наиболее популярными среди божественных воплощений являются аватары Вишну – Рама и Кришна. Рама – седьмая инкарнация Вишну. Он пришел в мир раскрыть и защитить ценность брака, как вечной и неразрывной связи между мужчиной и женщиной. Кришна – восьмая аватара Вишну, которая в некоторых ответвлениях индуизма почитается даже, как верховная и изначальная форма Бога. Миссия Кришны заключалась в восстановлении утраченных религиозных ценностей в мире.
Также в индуизме распространено поклонение многочисленным второстепенным божествам, героям богатого индийского эпоса, олицетворяющим силы природы. Но в большей степени это поклонение есть дань культурной традиции Индии, заложенной еще во времена ведизма. Наиболее популярны в этом перечне имена: Индра, Ганеша, Сурья, Шакти, Лакшми, Сарасвати, Дурга, Кали.
Ключевой концепцией в философии индуизма является доктрина о сансаре – круговороте рождений и смертей. В соответствии с этим представлением живые существа эволюционируют от простейших форм жизни, таких, как растения или насекомые, до самого высокого существа – Брахмы. Место, занимаемое в жизненной иерархии, определяется качествами, приобретенными в прошлых воплощениях.
Понятие “сансара” тесно взаимосвязано с понятиями “мокша” и “карма”. Вся жизнь индуиста подчинена принципу освобождения от перерождений – мокше (санскр. मोक्ष – освобождение). Но освобождение предполагает не просто смерть тела. Более важным является избавление от кармы (санскр. कर्म, пали kamma – причина-следствие, воздаяние) – закона, определяющего судьбу человека в соответствии с его поступками. Мокша предполагает прекращение страданий и ограничений иллюзорного материального существования.
В индуизме существует личностное и безличностное понимание мокши. Безличностная концепция представляет собой единение индивидуальной души атмана с Основой и Источником всего сущего – Брахманом, а личностная – есть отказ от индивидуального эго и восстановление изначальной духовной личности в системе служения Богу, называемой бхакти-йогой.
На основании представления о жизни, как пути освобождения, в индуизме сложилась социальная система, обусловленная статусом продвижения по этому пути. Эта, так называемая, варновая система выделила четыре сословия индийского общества, к которым были отнесены: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Каждая из варн определила свою систему служения Богу. Брахманы стали хранителями священного знания Вед, учителями и жрецами. Кшатрии – сословие воинов, представители этой варны стали правителями царств и защитниками народа и религии. Третье сословие вайшьи – составили земледельцы, скотоводы и торговцы. И четвертая варна – шудры (слуги). В соответствии с писаниями варны происходят из разных частей тела Брахмы. “Из уст его – брахманы, из рук – кшатрии, из бедер – вайшьи и из ног – шудры”. Брахма, как творец мира, определил и род деятельности для каждого из сословий.
Удивительной отличительной особенностью индуизма является способность к интеграции с самыми разнообразными религиозными течениями и органичное включение их представлений и верований в собственную систему знания. Критерием на основании которого совершаются подобные заимствования является непротиворечие ведической традиции и углубление понимания спасения.
Помимо шести даршан, включенных полностью в свод ведического учения, в индуизме также можно найти элементы, пришедшие, по всей видимости, из зароастризма, буддизма, джайнизма, ислама и даже христианства.
Можно сказать, что индуизм представляет собой исследовательскую религиозную систему, которая развивается, совершает собственные открытия, заимствует чужие знания и формирует единое учение о спасении в условиях индийской культурной традиции .