Модерн
Модерн (moderne – современный) – художественное направление в искусстве, которое было наиболее популярным во второй половине XIX - начале XX столетия. Идея синтеза искусств пронизывает стиль модерн. Провозглашая единство стилеобразующих принципов всего окружения человека – от архитектуры зданий до деталей одежды, ведущую роль представители модерна (несмотря на программное отречение от иерархии жанров и видов искусства) все же отдавали архитектуре. Архитектурный стиль модерн получил распространение в Европе в 1890-1910-е гг. в рамках художественного направления модерн.
Сам стиль модерн все же следует отличать как от понятия модернизм, так и от общего смысла слова «современный». Основным признаком стиля модерн является декоративность, основным мотивом – вьющееся растение. Это нашло отражение в архитектуре, в причудливых деталях зданий, в витиеватом орнаменте, получившем необычайное развитие. Для архитектуры модерна свойственен отказ от прямых линий и углов и тяготение к более естественным, «природным» линиям, а также использование новых технологий (металл, стекло). Художественный язык модерна стал отчасти воплощением образов и идей символизма в сочетании со стилизованным растительным декором, живым ритмом гибких текучих линий и плоскостных цветовых пятен. Словно вырастающие до небес сказочные замки, в которых сплелись воедино реальность и фантазия, здания эпохи модерна поражают воображения даже самого искушенного зрителя. Они являются ярчайшим примером создания цельного образно-символического ансамбля незаурядной причудливой архитектуры. Фасады таких домов были несимметричны, с изогнутыми очертаниями замысловатых карнизов, круглящимися оконными и дверными проемами, вычурным богатым декором из резного дерева, цветного стекла, металла. Они напоминали одновременно природные формы и результат свободного формотворчества скульптора.
Как для других стилей, архитектуре модерна свойственно стремление к созданию не только эстетически красивых, но и функциональных зданий. Огромное внимание уделялось не только внешнему облику зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Как правило, они были построены будто бы «изнутри наружу», так как именно внутреннее пространство определяло внешний облик здания. В архитектуре модерна особо ярко проявилось органическое слияние декоративных и конструктивных элементов, которые художественно обрабатывались. Декоративность модерна заключалась в эстетическом осмыслении архитектурной формы, оставляя в тени ее утилитарное назначение. Все конструктивные элементы. Наиболее яркими и целостными примерами синтеза искусств являются павильоны, особняки, а также общественные здания эпохи модерна с подчеркнуто индивидуализированным обликом.
Одним из первых архитекторов, создающих свои работы в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, опровергая своим творчеством устоявшиеся классические представления об архитектуре. Но, несомненно, ярчайшим представителем стиля модерн стал каталонский архитектор Антонио Гауди, здания которого поражают воображение своей непревзойденной сказочностью, органично вписываясь при этом в окружающий пейзаж.
Яна Полукорд