Реализм

Реализм (фр. realisme от лат. realis – действительный) – направление в искусстве и литературе в соответствии с которым предметы окружающего мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания. Реализм возник в 50-х годах XIX века во Франции. Буржуазно-демократическая революция 1948 года не оставила равнодушными никого: даже люди искусства почувствовали новые веяния и, взбунтовавшись против романтизма, господствовавшего в живописи и литературе с конца XVIII века, объявили о начале новой эры – эры реализма. Впервые этот термин был использован французским литературным критиком, писателем и журналистом Жюлем Шанфлёри (Jules Champfleury).

Реализм, как типичный революционер, восстал против старых устоев романтизма: преувеличения, излишнего драматизма и эмоциональности. Вместо этого реалисты представили публике реальную жизнь во всей своей красе, не избегая неприятных или даже грязных моментов. Интерес к реализму совпал с возникновением фотографии. И фотографы и реалисты пытались показать жизнь такой, какая она есть.

Родоначальниками реализма обычно считают Гюстава Курбе (Gustave Courbet), Жана Франсуа Милле (Jean-François Millet), Оноре Домье (Honoré Daumier) и Жана Батиста Камиля Коро (Jean-Baptiste-Camille Corot). Параллельно с художниками к реализму пришли и писатели: Эмиль Золя (Émile Zola), Оноре де Бальзак (Honoré de Balzac) и Гюстав Флобер (Gustave Flaubert).

Несмотря на вполне нейтральное название этого направления живописи, реализм для своего времени был весьма прогрессивен и, порой даже, экстремален. Стоит вспомнить знаменитую работу Гюстава Курбе «Происхождение мира». Вообще, реализм был склонен изображать сцены из жизни простых людей, тогда как предшествовавший ему романтизм отдавал предпочтение знати.

Со временем движение французских реалистов проникло и в другие европейские страны. Например, в России реалистов представляли т.н. передвижники, оказавшие огромное влияние на развитие живописи в стране. Это, в первую очередь, И. Крамской, Г. Мясоедов, Н. Ге и В. Перов. Особого упоминания заслуживает Илья Репин, как ключевая фигура русского реализма. Большинство его работ, например «Бурлаки на Волге», «Не ждали» или «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», стали классикой не только реализма, но и русской живописи в целом. А такой подвид реализма, как соцреализм, стал господствовать в искусстве не только СССР, но и всех стран бывшего соцлагеря.

В Италии представителями реализма были веристы группы «Маккьяйоли», а в США – «Школа мусорного ведра», возникшая на стыке XIX и XX веков. Реализм, кажется, проник всюду. Даже в Австралии в конце XIX века появилась группа художников т.н. «гейдельбергской школы». Чуть позже их назовут австралийскими импрессионистами и в этом нет ничего удивительного. Имперссионизм, как и натурализм – это две ветви живописи, которые родились именно из реализма.

Гюстав Курбе Жан-Франсуа Милле Жюль Бретон Губерт фон Геркомер Илья Репин
Гюстав Курбе

Жан-Франсуа Милле

Жюль Бретон

Губерт фон Геркомер

Илья Репин

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.