Готика
Готика – направление искусства Средневековья, сформировавшееся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы в период с XII по XV-XVI вв. Готика пришла на смену романскому стилю, со временем вытеснив его. Готическая архитектура имеет три этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика). Готика зародилась в середине XII столетия во Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с великим трудом и сильной трансформацией, что и привело к появлению «итальянской готики». Однако господствовала она там недолго и, как «варварский стиль средневекового искусства» (слово «готика» происходит от итал. gotico – непривычный, варварский), быстро уступила место Ренессансу, яро презирающему эпоху Средневековья. К зданиям и произведениям искусства, созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, но содержащим в себе характерные элементы готики, применяется термин «неоготика».
Готическое искусство было религиозным по тематике и культовым по назначению, проявившись в основном в архитектуре храмов, соборов, церквей и монастырей. Почти вся архитектура готических соборов была обусловлена одним главным изобретением тех времен – новой конструкцией каркаса, что и делает эти соборы легко узнаваемыми. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль, создавая акцент на стремлении к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Готический стиль развивался на основе романской архитектуры, но, в отличие от романского стиля с его массивными стенами, маленькими окнами и круглыми арками, для готики характерны узкие и высокие башни и колонны, арки с заострённым верхом, богато украшенный резными деталями фасад и многоцветные витражные стрельчатые окна. Скульптура играла весомую роль при создании лаконичного образа готического собора. Десятки тысяч скульптур населяют собор зрелой готики, создавая импульсивную светотеневую игру, которая, в свою очередь, оживляет, одухотворяет архитектурные массы. В готике взаимоотношение скульптуры и архитектуры иное, чем в романском искусстве. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельна, нежели романская. Она не подчиняется в такой степени плоскости стены и, тем более, ее обрамлению, но при этом является неотъемлемой составляющей ансамбля собора, частью архитектурной формы, поскольку наряду с иными архитектурными элементами подчинена общей динамике и выражает движение здания ввысь.
Яна Полукорд