Блюз

Потомки библейского Хама, сына Ноя, или чернокожие жители Африки в свое время разными путями попали на американский континент, где в конце XIX века в их среде появился музыкальный жанр, получивший название блюз (англ. blues). Именно этому жанру суждено было оказать наибольшее влияние на всю музыку ХХ века. Произошло это слово не от определенного цвета, а от словосочетания «blue devils», которое означает как «белую горячку», так и состояние глубокой тоски и грусти.

В то время афроамериканцы, как их сейчас принято политкорректно называть, влачили, мягко говоря, жалкое существование. И хотя рабство было официально отменено в декабре 1865 года, положение чернокожего населения США было крайне тяжелым. Тогда и возникли первые примитивные песни, пронизанные глубочайшей тоской по навсегда утраченной родине и болью выживания. После обретения свободы, бывшим рабам практически не платили, рассчитываясь за труд едой и выпивкой, поэтому термин «белая горячка» по отношению к блюзу также уместен.

Daddy Stovepipe Mississippi John Hurt Muddy Waters B. B. King Janis Joplin Alvin Lee
Daddy Stovepipe Mississippi John Hurt Muddy Waters B. B. King Janis Joplin Alvin Lee

Как музыкальный жанр блюз имеет довольно строгую музыкальную структуру, но это не ограничивает его жесткими рамками, поскольку blues находит выход за их пределы в импровизации, делающей каждое внешне похожее произведение уникальным и неповторимым. Первоначально блюз исполнялся без какого-либо аккомпанемента, но чуть позже он задействовал наиболее доступные в негритянском обществе: гитару и губную гармошку.

Естественно, блюз можно было услышать исключительно «вживую» и только в афроамериканской среде, но с появлением звукозаписывающей аппаратуры этот жанр перекочевал на пластинки. Первой опубликованной песней стала «Dallas Blues», написанная белым (!) композитором Хартом Уэндом (Hart Wand),  и изданная в 1912 году. Но популярность и окончательное формирование стиля произошло в 20-х годах прошлого века. Этот период принято называть началом классического блюза. Интересно, что в то же время и практически в той же среде параллельно с блюзом шло развитие такого музыкального жанра, как джаз, но, помимо афроамериканских корней их мало что объединяло.

Начиная с 20-х годов, достигнув определенной популярности в США, блюз начал приобретать региональные оттенки. В большей степени это проявилось с момента «электрификации» музыки и т.н. «миграции» жанра из провинции в большие города. Появился «Memphis blues», «Kansas City blues», «Louisiana blues», «New Orleans blues», «Chicago blues» и многие другие поджанры, имеющие свое уникальное звучание и своих представителей. Пик электрического блюза пришелся на 50-е годы. В это время было создано большинство блюзовых шедевров, которые и по сей день заставляют трепетать даже самые отдаленные струны души.

Начиная с 60-х годов прошлого века, блюз начинает претерпевать самые различные метаморфозы. Этот жанр смог преобразиться так, что повлиял и даже лег в основу целого ряда стилей и направлений только зарождающейся рок-музыки. В это же время блюз покоряет Великобританию, и по обе стороны океана его начинают исполнять не только «черные», но и «белые» музыканты.

За более чем сто лет своего существования блюз много раз менял формы, но всегда его сутью оставались грусть и печаль. В наше время блюз является одним из наиболее уважаемых музыкальных жанров и он не знает больше географических границ. Число блюзовых исполнителей в мире не уменьшается, что говорит о еще долгой жизни этого замечательного музыкального направления.

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.