Блюз
Потомки библейского Хама, сына Ноя, или чернокожие жители Африки в свое время разными путями попали на американский континент, где в конце XIX века в их среде появился музыкальный жанр, получивший название блюз (англ. blues). Именно этому жанру суждено было оказать наибольшее влияние на всю музыку ХХ века. Произошло это слово не от определенного цвета, а от словосочетания «blue devils», которое означает как «белую горячку», так и состояние глубокой тоски и грусти.
В то время афроамериканцы, как их сейчас принято политкорректно называть, влачили, мягко говоря, жалкое существование. И хотя рабство было официально отменено в декабре 1865 года, положение чернокожего населения США было крайне тяжелым. Тогда и возникли первые примитивные песни, пронизанные глубочайшей тоской по навсегда утраченной родине и болью выживания. После обретения свободы, бывшим рабам практически не платили, рассчитываясь за труд едой и выпивкой, поэтому термин «белая горячка» по отношению к блюзу также уместен.
Daddy Stovepipe | Mississippi John Hurt | Muddy Waters | B. B. King | Janis Joplin | Alvin Lee |
Как музыкальный жанр блюз имеет довольно строгую музыкальную структуру, но это не ограничивает его жесткими рамками, поскольку blues находит выход за их пределы в импровизации, делающей каждое внешне похожее произведение уникальным и неповторимым. Первоначально блюз исполнялся без какого-либо аккомпанемента, но чуть позже он задействовал наиболее доступные в негритянском обществе: гитару и губную гармошку.
Естественно, блюз можно было услышать исключительно «вживую» и только в афроамериканской среде, но с появлением звукозаписывающей аппаратуры этот жанр перекочевал на пластинки. Первой опубликованной песней стала «Dallas Blues», написанная белым (!) композитором Хартом Уэндом (Hart Wand), и изданная в 1912 году. Но популярность и окончательное формирование стиля произошло в 20-х годах прошлого века. Этот период принято называть началом классического блюза. Интересно, что в то же время и практически в той же среде параллельно с блюзом шло развитие такого музыкального жанра, как джаз, но, помимо афроамериканских корней их мало что объединяло.
Начиная с 20-х годов, достигнув определенной популярности в США, блюз начал приобретать региональные оттенки. В большей степени это проявилось с момента «электрификации» музыки и т.н. «миграции» жанра из провинции в большие города. Появился «Memphis blues», «Kansas City blues», «Louisiana blues», «New Orleans blues», «Chicago blues» и многие другие поджанры, имеющие свое уникальное звучание и своих представителей. Пик электрического блюза пришелся на 50-е годы. В это время было создано большинство блюзовых шедевров, которые и по сей день заставляют трепетать даже самые отдаленные струны души.
Начиная с 60-х годов прошлого века, блюз начинает претерпевать самые различные метаморфозы. Этот жанр смог преобразиться так, что повлиял и даже лег в основу целого ряда стилей и направлений только зарождающейся рок-музыки. В это же время блюз покоряет Великобританию, и по обе стороны океана его начинают исполнять не только «черные», но и «белые» музыканты.
За более чем сто лет своего существования блюз много раз менял формы, но всегда его сутью оставались грусть и печаль. В наше время блюз является одним из наиболее уважаемых музыкальных жанров и он не знает больше географических границ. Число блюзовых исполнителей в мире не уменьшается, что говорит о еще долгой жизни этого замечательного музыкального направления.