Тантризм

Основателем тантризма считают проповедника махаянистской формы буддизма Падма-Самбаву, а самым видным представителем – монаха Джу-Адишу, приехавшего в Тибет из Индии в середине XI в. Тантризм, или система тантр,– мистическое учение, в котором от первоначального буддизма почти ничего не осталось. Тантризм ставит превыше всего Адибудду – верховное существо без начала и конца. Будды вообще делятся у тантристов на три категории: человеческие, созерцательные и бесформенные. Особенно большое значение придается у них созерцанию и магическим заклинаниям (дарани), знание которых облегчает и ускоряет перерождение и достижение нирваны. Вместо длинной цепи перерождений, человек может достигнуть нирваны через одно короткое тайное заклинание – дарани. Таким образом, центр тяжести переносится с самостоятельных усилий человека (как это было в раннем буддизме) на магические действия мудрецов – знатоков тантр. Так буддизм перерождался из философской системы в изощренное колдовство.

В XI–XII вв. Тибет покрылся сетью буддистских монастырей, где жило множество монахов – по-тибетски лам (отсюда обычное название для тибетско-монгольского буддизма – ламаизм). На тибетский язык с санскрита переводится религиозные книги. Монгольские завоеватели (особенно Хубилай) всячески поддерживали буддизм в этой сгране. Настоятель самого влиятельного монастыря (Саскья или Сачжа) Пагба-лама стал наместником императора. Минская же династия Китая, правившая в 1368–1644 гг., хотя и продолжала поддерживать буддистскую религию в Тибете, проводила, однако, политику раздробления этой страны, чтобы ослабить ее, и препятствовала усилению одних монастырей за счет других. Видимо, как реакция на эту политику среди буддистов Тибета возникло новое объединительное течение, возглавленное реформатором буддизма Цзонкавой (1357–1419 гг.) из монастыря Гумбум в Амдо, основателем секты гелукпа. Цзонкава пытался возродить древнюю буддистскую мораль и строгость нравов. Он установил суровую дисциплину среди монахов – своих сторонников, вновь ввел обязательную желтую одежду с желтым головным убором (секта гелукпа получила поэтому название «желтошапочной», в отличие  от «красношапочной» секты сакья, преобладавшей раньше в Тибете). Утверждались новые формы культа – торжественные богослужения, пышные церемонии и религиозные праздники с употреблением музыкальных инструментов, колоколов, хоругвей и пр. Есть мнение, что эта реформа культа происходила не без влияния со стороны католического христианства. Самая же главная реформа состояла в установлении строгой иерархии в буддистской церковной организации. Вся власть над ней была сосредоточена в руках двух верховных иерархов: панчен-римпоче (панчен-лама, панчен-эртни) и гьялпо-римпоче, позже названного далай-ламой («море-лама»). Оба они были объявлены воплощениями наиболее почитаемых буддистских божеств: панчен-лама – Будды-Амитабы, а далай-лама – бодисатвы Авалокитешвары (Арьяболо, Хоншим-бодисатва).

Вообще в «желтошапочной» секте приобрела большое значение вера в перерожденцев – хубилганов: живые воплощения божеств. В каждом монастыре были свои перерожденцы, живые боги, будды или бодисатвы, культ которых привлекал массу верующих.

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.