King Crimson
История рок-музыки (а то, что King Crimson в этой истории занимает особое место, вряд ли кто будет оспаривать) дает нам противоречивые сведения. Отец-основатель группы Роберт Фрипп (Robert Fripp) имел слабость к мистификациям и потому предоставил биографам в основном сплошные нелепицы. Факты же таковы: в конце 1968 года несколько музыкантов, имеющих опыт работы с неподатливым материалом и поэт-неосимволист Пит Синфилд (Peter Sinfield) решили создать группу для сотворения современной классической музыки. Насколько им это удалось – решайте сами, мне кажется, что лучше это сделать было просто невозможно. На первом LP "In the Court of the Crimson King" (1969) созвучия были для того времени просто жутковатые, и они явно опережали свое время – дальневосточная пентатоника, полифония, ладовые софизмы, атональные триоли. Музыканты сделали жесткий футуристический саунд, а Синфилд написал пышные, но туманные стихи. Это была бомба, которая перевернула всю современную музыку, один критик по поводу этого альбома писал – "дайте им полгода и они завоюют мир... нет, не полгода, 3 месяца хватит..." В деле сотворения современной классической музыки эффект также был, хотя теперь ясно, что к своей заветной цели ближе всего они подошли на третьем альбоме "Lizard" (1970), где некоторые из фрагментов, болеро, например, убивают и Равеля и Шнитке с Ксенакисом.
Постоянного состава не было. На каждом альбоме он менялся процентов на 60. Бытовало мнение, что у Фриппа все хорошо играют. Прошедшие кримсоновскую школу, кстати, шли потом нарасхват. Лишь в 1973 году группа застабилизировалась – пришел Джон Уэттон (John Wetton) (бас, вокал), не уступающий, пожалуй, даже Грегу Лэйку (Greg Lake) своими вокальными данными. С его участием было записано 3 альбома, отличающихся отсутствием романтичности и тяжелым авангардом.
Но после концерта "USA" (1975) наметилось какое-то тупиковое состояние, которое закончилось расколом. Казалось дальше только небо, однако в 1980 году Фрипп реанимирует "Короля" (даром времени он не терял, работая с Боуи, который и познакомил его с новыми участниками его группы). В новом составе группа заиграла совсем другую музыку – стальную, эпилептическую, трассирующую новую волну (и шизойдности прибавилось). От прежнего осталось: богатый технический арсенал и некоторые гитарные проходы. Многие бывшие фэны от них отвернулись, посчитав подобное хулиганство кощунственным. Однако группа за этот свой творческий период создала немало истинных шедевров. Потом они снова разошлись.
В 1994 году группа была реанимирована как секстет, состоящий из собственных остатков эпохи 80-х и трех новых музыкантов. Это "двойное трио" выпустило три альбома, которые отличились крайне сложной музыкой, сочетавшей в себе еще более тяжелое звучание, чем в 70-х и песенный материал в стиле своего предыдущего творческого периода. Новый "Король", используя элементы взаимосвязанных гитар a-la "Discipline", привнес в свою музыку еще более насыщенные джазовые структуры, приправленные шумным, угловатым и изящным взаимодействием гитары и "атлетической" ритм-секции и звучание альтернативной рок-музыки 90-х.
Однако, этот грандиозный проект не длился долгое время. В середине 1997 творческие разногласия завели в полный композиционный тупик, но вместо того, чтобы распасться было принято решение работать дальше в меньших "подгруппах" по имени ProjeKcts. Это позволило группе продолжить развивать музыкальные идеи и искать дальнейшие направления пути без стычек и созыва всех шести членов сразу.
Многочисленные проекты, созданные впоследствии породили неописуемый винегрет из музыкантов, стилей и событий, которые продолжаются и поныне.
Дискография
Студийные записи
- In the Court of the Crimson King, 1969
- In the Wake of Poseidon, 1970
- Lizard, 1970
- Islands, 1971
- Larks' Tongues in Aspic, 1973
- Starless and Bible Black, 1974
- Red, 1974
- Discipline, 1981
- Beat, 1982
- Three of a Perfect Pair, 1984
- Thrak, 1995
- The ConstruKction of Light, 2000
- The Power to Believe, 2003
Живые записи
- Earthbound, 1972
- USA, 1975
- The Great Deceiver (записано в 1973-1974), 1992
- B'Boom: Live in Argentina (записано в 1994), 1995
- Thrakattak (записано в 1995), 1996
- Epitaph (записано в 1969), 1997
- The Night Watch (записано в 1973), 1998
- Absent Lovers: Live in Montreal (записано в 1984), 1998
- Cirkus: The Young Persons' Guide to King Crimson Live (записано в 1969-1998), 1999
- King Crimson on Broadway (записано в 1995), 1999
- Live in Mexico City (записано в 1996), 1999
- The ProjeKcts (записано в 1997-1999), 1999
- The Deception of the Thrush: A Beginners' Guide to ProjeKcts (записано в 1997-1999), 1999
- The Beginners' Guide to the King Crimson Collectors' Club (записано в 1969-1998), 2000
- Heavy ConstruKction, 2000
- Vrooom Vrooom (записано в 1995-1996), 2001
- Ladies of the Road (записано в 1971-1972), 2002
- EleKtrik: Live in Japan, 2003
- The Power To Believe Tour Box, 2003
Синглы и EPs
- The Court of the Crimson King, 1969
- Cat Food, 1970
- Atlantic Sampler (promo), 1973
- The Night Watch, 1974
- Epitaph, 1976
- Matte Kudasai, 1981
- Elephant Talk, 1981
- Thela Hun Ginjeet, 1981
- Heartbeat, 1982
- Three of a Perfect Pair, 1984
- Sleepless, 1984
- Vrooom (EP), 1994
- Dinosaur, 1995
- People, 1995
- Sex Sleep Eat Drink Dream, 1995
- Epitaph (live, 1969 при участии Fripp-McDonald-Lake-Giles-Sinfield band) (Boxed double EP set), 1997
- Level Five (EP), 2001
- Happy With What You Have to Be Happy With (EP), 2002
You may need: Adobe Flash Player.
21st Century Schizoid Man - "In the Court of the Crimson King" (1969)
You may need: Adobe Flash Player.
Epitaph - "In the Court of the Crimson King" (1969)