Fripp, Robert (Роберт Фрипп)
Наиболее влиятельного и авторитетного гитариста в прогрессивном роке, каким является Роберт Фрипп (Robert Fripp), трудно себе представить. Основатель King Crimson, композитор, гитарный экспериментатор и друг многих выдающихся музыкантов, Фрипп стал почти «иконой» для любителей серьезных и нетривиальных жанров музыки, посвятив оным целых 45 лет своей жизни.
Впервые взяв в руки гитару в возрасте 11 лет, Роберт сразу же почувствовал ту мистическую связь, которая со временем возникнет между ним и этим шестиструнным инструментом. Дебют на большой сцене состоялся у Фриппа в 1967 году, когда он стал участником коллектива Giles, Giles & Fripp, стоявшего у истоков британского прогрессивного рока. Чуть позже гитарист соберет King Crimson – группу, безусловно, великую. Именно в King Crimson Роберт Фрипп раскроется и как гитарист, и как композитор. Стоит отметить, что успех группы ни в коей мере нельзя рассматривать только благодаря таланту ее лидера. Коллективное творчество состоявшихся и достаточно самобытных музыкантов под руководством Фриппа, особенно на первых альбомах, привело к тому, что King Crimson прочно вошли в пантеон прогрессивного рока.
Уже в этот период гитариста начинают приглашать в качестве гостевого музыканта многие выдающиеся деятели рок-музыки 70-х. Peter Hammill, Keith Tippett, Van der Graaf Generator, Brian Eno, Peter Gabriel, David Bowie могут хвалиться тем, что на их альбомах звучала гитара Роберта Фриппа. 80-е года тоже прошли для музыканта плодотворно, но о прогрессивном роке уже речь не идет. Опыты гитариста со своим любимым инструментом начинают уходить в дебри экспериментальной музыки, собственно, к тому, к чему так тяготел Фрипп в 70-е.
Несмотря на бурную музыкальную деятельность и избыток идей, его первый сольный альбом «Exposure» вышел лишь в 1979 году. Весьма трудно определить, в каком же стиле выполнен этот неоднозначный диск. Ясно лишь одно: Фрипп наконец-то нашел себя в каком-то деструктивном подходе к музыке, который начал вырисовываться еще на заре его работы с King Crimson.
В 80-х годах Роберт Фрипп создает The League of Crafty Guitarists – нечто среднее между музыкальной группой и школой игры на гитаре. В этот период Фрипп окончательно формирует свой неповторимый стиль игры и даже создает новый гитарный строй. Альбомы, которые были записаны с «Лигой» вполне приемлемы для слуха, но после длительного прослушивания вызывают негативные чувства из-за какой-то неуловимой тяжести. Возможно, это как-то связано с увлечением музыканта творчеством известного оккультиста Георгия Гурджиева, которое имело место быть в то время.
Особого упоминания заслуживает «фриппертроник» – синтезатор звука, употреблявшийся на заре электронной музыки, использованный Брайаном Ино на диске «No Pussyfooting» 1972 года и популяризованный в своей музыкальной карьере Робертом Фриппом. Изначально этот преобразователь звука не имел названия, но работая в студии над вышеназванным альбомом, музыканты решили назвать его в честь маститого гитариста-экспериментатора.
Собственно сольных студийных альбомов у Фриппа всего четыре, которые могут показаться интересными лишь самым преданным поклонникам гитариста. Вне работы с King Crimson, которая с перерывами продолжается до сего дня, Фрипп активен только в проектах своих многочисленных друзей, где ему, к счастью, отводится второстепенная роль. Часто совместная работа того или иного музыканта с гитаристом совсем не идет первому на пользу. Музыка в итоге приобретает какие-то темные разрушительные тона и способна приносить удовольствие лишь наиболее закоснелым фанатам, для которых Фрипп – «гитарный бог».
Многие проекты, в которых любит принимать участие Роберт Фрипп, не относятся к рок-музыке вообще. На таких альбомах только самые искушенные меломаны могут услышать некое подобие гитары, искаженной до неузнаваемости. Музыкант часто экспериментирует с такими стилями, как ambient, noise, new wave, внося в них определенный процент деструктивности, которая появилась в его творчестве со времен написания песни, название которой вполне применимо к ее автору – «21st Century Schizoid Man». Но, тем не менее, при всем этом, Фриппа за что-то любят, уважают и считают великим.
Избранная дискография:
- The Cheerful Insanity of Giles, Giles and Fripp, 1968
- No Pussyfooting (с Брайаном Ино), 1973
- Evening Star (с Брайаном Ино), 1975
- Air Structures (с Брайаном Ино), 1975
- Exposure, 1979
- God Save the Queen/Under Heavy Manners, 1981
- The League of Gentlemen (с группой «The League of Gentlemen»), 1981
- Let the Power Fall: An Album of Frippertronics, 1981
- I Advance Masked (с Энди Саммерсом), 1982
- Bewitched (с Энди Саммерсом), 1984
- God Save the King (с группой «The League of Gentlemen»), 1985
- The League of Crafty Guitarists Live, 1986
- The Lady or the Tiger (с Тойей Уиллкокс), 1986
- Intergalactic Boogie Express (с группой «The League of Crafty Guitarists»), 1991
- The First Day (с Дэвидом Силвианом), 1993
- Darshan (с Дэвидом Силвианом), 1993
- Kings (с Дэвидом Силвианом), 1993
- The Bridge Between (с группой «California Guitar Trio»), 1994
- Damage (с Дэвидом Силвианом), 1994
- Redemption-Approaching Silence (с Дэвидом Силвианом), 1994
- FFWD (с группой «The Orb»), 1994
- Thrang Thrang Gozinbulx (с группой «The League of Gentlemen»), 1996
- November Suite: 1996 Soundscapes — Live at Green Park Station, 1997
- The Gates of Paradise, 1998
- The Equatorial Stars (с Брайаном Ино), 2004
- Love Cannot Bear (Soundscapes — Live in the USA), 2005
- At The End of Time (Churchscapes — Live in London & Estonia), 2006
- Thread (с Тео Тревисом), 2008
You may need: Adobe Flash Player.
Breathless - "Exposure" (1979)
You may need: Adobe Flash Player.
Disengage - "Exposure" (1979)
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
Комментарии
с большим удовольствием переслушал Exposure (1979)
С гораздо большим удовольствием удалил с компа всю его дискографию, кроме Кримзон и Сильвиана