Fripp, Robert (Роберт Фрипп)

Robert FrippНаиболее влиятельного и авторитетного гитариста в прогрессивном роке, каким является Роберт Фрипп (Robert Fripp), трудно себе представить. Основатель King Crimson, композитор, гитарный экспериментатор и друг многих выдающихся музыкантов, Фрипп стал почти «иконой» для любителей серьезных и нетривиальных жанров музыки, посвятив оным целых 45 лет своей жизни.

Впервые взяв в руки гитару в возрасте 11 лет, Роберт сразу же почувствовал ту мистическую связь, которая со временем возникнет между ним и этим шестиструнным инструментом. Дебют на большой сцене состоялся у Фриппа в 1967 году, когда он стал участником коллектива Giles, Giles & Fripp, стоявшего у истоков британского прогрессивного рока. Чуть позже гитарист соберет King Crimson – группу, безусловно, великую. Именно в King Crimson Роберт Фрипп раскроется и как гитарист, и как композитор. Стоит отметить, что успех группы ни в коей мере нельзя рассматривать только благодаря таланту ее лидера. Коллективное творчество состоявшихся и достаточно самобытных музыкантов под руководством Фриппа, особенно на первых альбомах, привело к тому, что King Crimson прочно вошли в пантеон прогрессивного рока.

Уже в этот период гитариста начинают приглашать в качестве гостевого музыканта многие выдающиеся деятели рок-музыки 70-х. Peter Hammill, Keith Tippett, Van der Graaf Generator, Brian Eno, Peter Gabriel, David Bowie могут хвалиться тем, что на их альбомах звучала гитара Роберта Фриппа. 80-е года тоже прошли для музыканта плодотворно, но о прогрессивном роке уже речь не идет. Опыты гитариста со своим любимым инструментом начинают уходить в дебри экспериментальной музыки, собственно, к тому, к чему так тяготел Фрипп в 70-е.

Несмотря на бурную музыкальную деятельность и избыток идей, его первый сольный альбом «Exposure» вышел лишь в 1979 году. Весьма трудно определить, в каком же стиле выполнен этот неоднозначный диск. Ясно лишь одно: Фрипп наконец-то нашел себя в каком-то деструктивном подходе к музыке, который начал вырисовываться еще на заре его работы с King Crimson.

В 80-х годах Роберт Фрипп создает The League of Crafty Guitarists – нечто среднее между музыкальной группой и школой игры на гитаре. В этот период Фрипп окончательно формирует свой неповторимый стиль игры и даже создает новый гитарный строй. Альбомы, которые были записаны с «Лигой» вполне приемлемы для слуха, но после длительного прослушивания вызывают негативные чувства из-за какой-то неуловимой тяжести. Возможно, это как-то связано с увлечением музыканта творчеством известного оккультиста Георгия Гурджиева, которое имело место быть в то время.

Особого упоминания заслуживает «фриппертроник» – синтезатор звука, употреблявшийся на заре электронной музыки, использованный Брайаном Ино на диске «No Pussyfooting» 1972 года и популяризованный в своей музыкальной карьере Робертом Фриппом. Изначально этот преобразователь звука не имел названия, но работая в студии над вышеназванным альбомом, музыканты решили назвать его в честь маститого гитариста-экспериментатора.

Собственно сольных студийных альбомов у Фриппа всего четыре, которые могут показаться интересными лишь самым преданным поклонникам гитариста. Вне работы с King Crimson, которая с перерывами продолжается до сего дня, Фрипп активен только в проектах своих многочисленных друзей, где ему, к счастью, отводится второстепенная роль. Часто совместная работа того или иного музыканта с гитаристом совсем не идет первому на пользу. Музыка в итоге приобретает какие-то темные разрушительные тона и способна приносить удовольствие лишь наиболее закоснелым фанатам, для которых Фрипп – «гитарный бог».

Многие проекты, в которых любит принимать участие Роберт Фрипп, не относятся к рок-музыке вообще. На таких альбомах только самые искушенные меломаны могут услышать некое подобие гитары, искаженной до неузнаваемости. Музыкант часто экспериментирует с такими стилями, как ambient, noise, new wave, внося в них определенный процент деструктивности, которая появилась в его творчестве со времен написания песни, название которой вполне применимо к ее автору – «21st Century Schizoid Man». Но, тем не менее, при всем этом, Фриппа за что-то любят, уважают и считают великим.

Избранная дискография:

  1. The Cheerful Insanity of Giles, Giles and Fripp, 1968
  2. No Pussyfooting (с Брайаном Ино), 1973
  3. Evening Star (с Брайаном Ино), 1975
  4. Air Structures (с Брайаном Ино), 1975
  5. Exposure, 1979
  6. God Save the Queen/Under Heavy Manners, 1981
  7. The League of Gentlemen (с группой «The League of Gentlemen»), 1981
  8. Let the Power Fall: An Album of Frippertronics, 1981
  9. I Advance Masked (с Энди Саммерсом), 1982
  10. Bewitched (с Энди Саммерсом), 1984
  11. God Save the King (с группой «The League of Gentlemen»), 1985
  12. The League of Crafty Guitarists Live, 1986
  13. The Lady or the Tiger (с Тойей Уиллкокс), 1986
  14. Intergalactic Boogie Express (с группой «The League of Crafty Guitarists»), 1991
  15. The First Day (с Дэвидом Силвианом), 1993
  16. Darshan (с Дэвидом Силвианом), 1993
  17. Kings (с Дэвидом Силвианом), 1993
  18. The Bridge Between (с группой «California Guitar Trio»), 1994
  19. Damage (с Дэвидом Силвианом), 1994
  20. Redemption-Approaching Silence (с Дэвидом Силвианом), 1994
  21. FFWD (с группой «The Orb»), 1994
  22. Thrang Thrang Gozinbulx (с группой «The League of Gentlemen»), 1996
  23. November Suite: 1996 Soundscapes — Live at Green Park Station, 1997
  24. The Gates of Paradise, 1998
  25. The Equatorial Stars (с Брайаном Ино), 2004
  26. Love Cannot Bear (Soundscapes — Live in the USA), 2005
  27. At The End of Time (Churchscapes — Live in London & Estonia), 2006
  28. Thread (с Тео Тревисом), 2008

You may need: Adobe Flash Player.

Breathless - "Exposure" (1979)

You may need: Adobe Flash Player.

Disengage - "Exposure" (1979)

See video

Комментарии

Аватар пользователя homutovsky

с большим удовольствием переслушал Exposure (1979)

Аватар пользователя Михаил Боков

С гораздо большим удовольствием удалил с компа всю его дискографию, кроме Кримзон и Сильвиана 

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.