Van der Graaf Generator

Van der Graaf GeneratorЕсли такие известные британские коллективы как Pink Floyd, Yes, Genesis, Jethro Tull, ELP и King Crimson можно отнести к мейнстриму прогрессивного рока, то группу Van der Graaf Generator логично было бы поместить в разряд прогрессивного андеграунда. Однако если познакомиться с этой уникальной формацией поближе, окажется, что их творчество находится на не менее высоком исполнительском уровне, чем творчество выше названных гигантов серьезной рок-музыки. Удивительно, что в свои лучшие годы, когда музыканты Van der Graaf Generator создавали истинные шедевры прогрессивного рока, коллектив не снискал должной популярности ни в родной Великобритании, ни в США.

Отцом-основателем, автором практически всей музыки и текстов, идейным вдохновителем и настоящей движущей силой Van der Graaf Generator был и по сей день остается Питер Хэммилл (Peter Hammill). Именно он в 1967 году из студентов манчестерского университета создал группу, названную в честь электростатического генератора Ван де Граафа (Van de Graaff). Манера пения Хэммилла очень разнообразна. Она представляет собой то торжественно-задумчивые речитативы, то шумелки и вопилки, а иногда Хэммилл звучит как оперный певец, выгнанный из театра за пьянство.

Изначально Хэммилл планировал выпустить сольный альбом, но из-за контрактной путаницы со звукозаписывающими компаниями диск «The Aerosol Grey Machine» (1969) вышел под названием Van der Graaf Generator. Таким вот забавным образом этот альбом стал дебютным в истории коллектива. Великолепная смесь из прогрессивного и психоделического рока, на фоне которой звучат глубокие, непростые для восприятия тексты, оригинальный голос с удивительной по красоте тембральной окраской и безупречное владение всевозможными инструментами, кажется, должны были «взорвать» Великобританию, но этого, увы, не произошло.

Несмотря на столь прохладную реакцию слушателей, музыканты Van der Graaf Generator в 1970 году выпускают целых два лонгплея. На них мы слышим уже более зрелую команду, экспериментирующую с джазом и классической музыкой. Даже «великий и ужасный» Роберт Фрипп (Robert Fripp) из King Crimson не смог остаться в стороне от такого интереснейшего музыкального самородка и сыграл партию гитары на одной из композиций альбома с труднопереводимым названием «H to He, Who Am the Only One».

Музыка Van der Graaf Generator никогда не была коммерческой. Сложные тексты и изощренная структура композиций в сочетании с нескрываемой грустью и чередующейся мифологичностью и шизофренией делают их творчество одним из самых интересных в истории серьезной рок-музыки. Возможно эта особая уникальность, которую невозможно уместить в стандартные рамки понимания, не позволила коллективу снискать заслуженной популярности в англоязычных странах. Зато группа была высоко оценена в Италии, где любовь к прогрессивному року в те годы распространилась от южных склонов Альп до древней Сиракузы. 

В 1971 году Van der Graaf Generator выпускает альбом «Pawn Hearts», поднявшийся на первое место итальянского хит-парада. Именно эту пластинку зачастую называют лучшей работой группы, хотя утверждение это, конечно, весьма спорное и субъективное. На диске преобладают сложные для простого человеческого уха музыкальные ходы и смены ритмов, порой переходящие в диссонанс и даже какофонию, а также печальная, ставшая традиционной для группы, атмосфера. После выхода этого альбома Van der Graaf Generator много времени провели на гастролях, однако так и не смогли занять свое достойное место в пантеоне британского прогрессивного рока. Это несколько поколебало в музыкантах желание продолжать дальнейшую совместную деятельность. В 1972 году коллектив прекращает свое существование, а музыканты начинают играть сольно.

В 1975 году Van der Graaf Generator вновь собрались вместе и целых три года радовали своих поклонников, как студийными работами, так и концертными выступлениями. Альбомы этого периода звучат несколько иначе, чем, скажем, экспериментальный «Pawn Hearts». В композициях появилась та зрелость, которой часто не хватает на первых порах, вместо этого исчезла тяга к опытам и поиску чего-то нового и необычного. Последний альбом, который был записан классическим составом, была великолепная пластинка «World Record» 1976 года. После этого оставшиеся музыканты во главе с неутомимым Питером Хэммиллом сократили название группы до Van der Graaf и выпустили не менее сильный «The Quiet Zone / The Pleasure Dome» (1977). И на этом студийная история этой оригинальной формации прерывается в очередной раз.

В 1978 году выходит первый концертный альбом коллектива «Vital» и после этого группа официально прекращает свое существование для того, чтобы восстать из пепла спустя почти три десятилетия. В 2005 году в продаже появляется очередной шедевр, записанный классическим составом Van der Graaf Generator – альбом «Present». Но вскоре после выхода диска ансамбль покидает саксофонист Дэвид Джексон (David Jackson). С этого момента «генераторы» превращаются в трио. Конечно же, лирическая составляющая творчества коллектива становится с этой потерей заметно беднее, ведь именно благодаря стараниям Джексона в невеселом творчестве Van der Graaf Generator теплился луч торжества и радости.

Последние свои работы группа записывает уже исключительно в виде трио. Хронометраж композиций заметно сократился, но вернулась юношеская тяга к экспериментам. Van der Graaf Generator по-прежнему слушается непросто. Как и раньше их музыка напоминает тяжелый путь сквозь густые тернии звуковых этюдов, часто с трудом стыкуемых между собой. Надо сказать, что на постсоветском пространстве этот великий коллектив всегда был и остается в том списке лучших представителей прогрессивного рока, в котором ему действительно место быть, и куда его не поместила мыслящая в иных категориях музыкальная индустрия Запада. И продолжение группой в наши дни традиций, начатых еще в конце 60-х годов только усиливает нашу любовь.

Состав:

  • Peter Hammill – lead vocals, guitar, piano, keyboards (1967–1972, 1975-1978, 2005–present)
  • Hugh Banton – organ, keyboards, bass pedals, bass guitar, backing vocals (1968–1972, 1975-1976, 2005–present)
  • Guy Evans – drums, percussion (1968–1972, 1975-1978, 2005–present)
  • Chris Judge Smith – lead vocals, drums, percussion, wind instruments (1967–1968)
  • Nick Pearne – organ (1967–1968)
  • Keith Ellis – bass guitar (1968–1969)
  • Nic Potter – bass guitar, guitar (1969–1970, 1977–1978)
  • David Jackson – saxophone, flute, backing vocals (1969–1972, 1975-1977, 1978, 2005–2006)
  • Graham Smith – violin (1977–1978)
  • Charles Dickie – cello, keyboards (1977–1978)

Дискография:

  1. The Aerosol Grey Machine, 1969
  2. The Least We Can Do Is Wave to Each Other, 1970
  3. H to He, Who Am the Only One, 1970
  4. Pawn Hearts, 1971
  5. Godbluff, 1975
  6. Still Life, 1976
  7. World Record, 1976
  8. The Quiet Zone/The Pleasure Dome, 1977
  9. Vital, 1978 (live)
  10. Time Vaults, 1982 (out-takes from 1972-1975)
  11. Maida Vale, 1994 (live)
  12. Present, 2005
  13. Real Time, 2007 (live)
  14. Trisector, 2008
  15. Live at the Paradiso, 2009 (live)
  16. A Grounding in Numbers, 2011
  17. Live at Metropolis Studios 2010, 2012 (live)
  18. ALT, 2012

You may need: Adobe Flash Player.

The Undercover Man - "Godbluff" (1975)

You may need: Adobe Flash Player.

Arrow - "Godbluff" (1975)

You may need: Adobe Flash Player.

Meurglys III (The Songwriters Guild) - "World Record" (1976)

You may need: Adobe Flash Player.

Cat's Eye - Yellow Fever (Running) - "The Quiet Zone/The Pleasure Dome" (1977)

See video

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.