Блог пользователя - Татьяна

«Малярами», называли анонимных живописцев в конце XIX века, на юге России и в регионе Поволжья, или «красильщики», как называли этих кустарей в Ивановской, Костромской и Ярославской областях. Они занимались росписью, окраской, разделкой окрашенных поверхностей «под дерево», разрисовкой узоров и надписей через трафарет. Продолжали свое дело эти умельцы и в ХХ веке, они также ходили по деревням и писали картинки на материале заказчика, это мог быть линолеум, старое одеяло, клеенка или другой, не пригодный уже для хозяйства материал. Эти кустари делали изображения чаще всего по трафарету, дополняя их деталями по желанию заказчика. Готовые изделия могли носить по деревням коробейники – офени, либо же торговать ими на ярмарках. Эти изделия были распространены по всей России, их либо носили с юга страны (таких было большинство), либо же могли писать на местах (особенно большая плотность таких находок была на Севере).

Пик создания таких ковриков пришелся на времена НЭПа, т.е. на 1920-е гг. и на 1940-1950-е гг., когда солдаты возвращались из Германии и везли трофейные коврики и открытки. Поначалу трофеи использовали весьма активно, затем их стали копировать, снова появились бродячие торговцы, которые предлагали как готовый товар, так и свои услуги «красилей», как они названы в романе «Один день Ивана Денисовича» Солженицына, даже возродилось дореволюционное название таких торговцев - «офеня».

В 1960-е гг. началась борьба с мещанским бытом, появилось в обиходе слово «кич», и множество таких ковриков было уничтожено, хотя на колхозных рынках на Украине они продолжали продаваться еще до 1970-1980-х гг. В среде интеллигенции такие клеенки обвиняли в вульгарности и антихудожественности.

Вспомним слова искусствоведа В.Н. Прокофьев о простонародном примитиве в целом, они будут уместны и здесь: такая продукция была призвана «…развлечь крестьянина, когда он, утомленный, возвращался вечером со своей тяжелой работы, позабавить его, оживить, заставить его позабыть свой тягостный труд, превратить его каменистое поле в благоухающий сад; ...обратить мастерскую ремесленника или жалкий чердак измученного ученика в мир поэзии, в золотой дворец, а его дюжую красотку представить в виде прекрасной принцессы...»*. Прокофьев, описывая такие коврики, давал весьма четкую метафору атмосферы простодушного волшебства.

*Прокофьев В. Н. О трех уровнях художественной культуры Нового и Новейшего времени (к проблеме примитива в изобразительных искусствах)//Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. М., 1983, с. 6-28

3492
25.02.2019

В Ленькиных фантазиях были необыкновенные края: сказочный Стокгольм, нарядная Фландрия, немецкие средневековые замки, каналы Голландии, Санкт-Петербург и, конечно же, «далекий огромный город, лучше которого и нет на свете» - Москва. Когда Ленька вырос, он смог побывать во всех краях, о которых мечтал, но реальность не затмила фантазию. Ленька получил власть, а с ней и много возможностей, а, как известно, когда человек имеет много возможностей, то хочется ему воплотить все свои детские мечтания. И Ленька решил построить свой город мечты.

1912
07.12.2014

Есть один любопытный феномен современной культуры, который вернулся в повседневность под конец проекта Модерн. Маска сегодня обладает сложным семантическим содержанием, отсылающим к различным культурным эпохам и включающим в себя сразу все смыслы, которыми ее когда-либо наделяли: от устрашающей функции маски преступника до эротической символики кожаных мазохистских масок из секс-шопа.

1609
23.11.2014

Хотелось бы поговорить об еще одном архаичном пласте нашего сознания. Много ли Вам известно крепких орешков, напрочь лишенных всяких предрассудков. Не бывало ли у Вас таких моментов, когда Вы, ожидая какого-то свершения в ближайшем будущем, которое ставит вопрос «или-или», и решение Вашего вопроса может быть в равной степени и так, и иначе, не ставили ли Вы нелепые прогнозы? «Если я пройду до цели четное количество шагов, то вопрос мой решится положительно». А может даже так: «Если я успею на этот автобус, то и лифт сегодня будет работать». Такой нерефликсируемый фатализм забавен, но очень часто еще встречается священный фатализм. Наиболее ярко такой фатализм проявляется в среде любителей азартных игр.

3891
19.10.2014

Название статьи выглядит довольно странным, ведь применяется этот термин к индейцам тихоокеанского побережья. Потлач – традиция, в ходе которой вождь демонстрировал щедрость, раздаривая ценные вещи, также в азарте такой демонстрации могли дариться и жизненно необходимые племени вещи, такие как одеяла и скот. В агонии процесса презрения к материальным благам имущество также могло уничтожаться – в топку бросались целые стада домашних животных.

6118
19.10.2014

Как-то на Третьем Московском биеннале современного искусства я организовывала перфоманс одной белорусской команды. Ко мне подходили случайные зрители – посетители музея – и спрашивали: «Что хотят ЭТИМ сказать художники?» Этот вопрос меня сильно озадачил, ведь я спрашивала артистов только о том, что необходимо им для проведения мероприятия, как именно будет использоваться помещение, как выставить свет и хлам в зале, но вот о том, что они хотят сказать, я не спросила. После перфоманса я выступила с небольшой речью о сути современного искусства. Как его понимать, где лежит ключ к нему для профана? Здесь я обратилась к двум концепциям: психоанализу и герменевтике. Начнем с последней.

10489
17.09.2014

Что такое народное творчество? Это творчество народа. Но здесь встает вопрос, а что же мы понимаем под словом народ? Во-первых, под народом подразумевается этнос, тогда его творчество – это творчество этническое, которое естественно родилось в соответствующей экоэтносистеме, оно обусловлено природными, климатическими и историческими факторами данной местности. Но сегодня может ли идти речь о подобном творчестве? Этническая культура – это культура доиндустриальная, а современный город представляет собой плавильный котел для различных этносов и о естественном развитии его культуры речи быть не может. Тогда то, что несет название народного творчества, т.е. творчества этнического является стилизацией, нарочитой фольклоризацией. Что же под ней скрывается? Скрывается профессиональное искусство, вдохновленное этническими мотивами, скрывается любительское творчество, тавтология массовой культуры или творчество кустарей. Хотя последнее, народные промыслы, являет собой довольно интересный феномен, несущий в себе как черты профессионального, так и этнического творчества, здесь это производство вроде бы, поставлено на конвейер, но оставляет возможность импровизации и развития.

5480
04.08.2014

Историю развития общества можно представить через изменение института семьи. На ранней стадии антропо-социо-культурогенеза социальной единицей являлось все племя, затем она дифференциировалась в род. Здесь важно уточнить: на этапе матриархата род был понятием более широким, чем при патриархате, и включал в себя всех родственников жены. Ребенок здесь одинаково принадлежал всем сестрам матери (как отмечал В. Я. Пропп, в таком обществе ребенок, оставшийся без матери, не был сиротой, т.к. его материями считались все тетки). Но на этапе патриархата род становился более узким понятием, а ребенок закреплялся за мужчиной (если женщина уходила из семьи, ребенок оставался с мужем). Для оседлого образа жизни характерна такая социальная единица, как большая семья, включающая в себя и дедов, и внуков.

1814
11.07.2014

Ювенилизация – это доминирование признаков незрелой особи. Значит, по аналогии к культуре, это ориентация общества на архетип юности. Если допустить, что культура есть следствие процесса эволюции вида Homo sapiens, то стоит предположить, что явления современной культуры есть результат определенной последовательности цепи, которая имеет свое начало на ранней стадии антропо-социо-культурогенеза. Некоторые антропологи отмечают ювенлизацию, как путь, по которому пошла эволюция человека. Для выживания биологического вида необходима количественная поддержка популяции. Из-за увеличившегося объема мозга человека, ребенок рождается сильно недоношенным, поэтому человечество пошло путем не частого воспроизводства популяции, а путем заботливого выращивания потомства.

4979
11.07.2014

Я обратила внимание, что в современных размышлениях о судьбе России очень часто прослеживается сожаление о том, что Россия – не Европа (не хочется затрагивать истории этого сожаления от западников, от Петра), отечественные мыслители ищут те места, где именно Россия стала не Европой. Другие же исследователи любят говорить об особом русском/российском типе цивилизации (и опять ниточка к славянофилам, к Филофею), опираясь на наследство Византии, мол другая религия, вот, Европа относится к нам на протяжении всей истории как к еретикам. Но ведь от Греции никто не открещивается из-за православия, это довольно слабый аргумент.

1372
20.05.2014

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.