Фатализм: от иронии до преклонения

Хотелось бы поговорить об еще одном архаичном пласте нашего сознания. Много ли Вам известно крепких орешков, напрочь лишенных всяких предрассудков. Не бывало ли у Вас таких моментов, когда Вы, ожидая какого-то свершения в ближайшем будущем, которое ставит вопрос «или-или», и решение Вашего вопроса может быть в равной степени и так, и иначе, не ставили ли Вы нелепые прогнозы? «Если я пройду до цели четное количество шагов, то вопрос мой решится положительно». А может даже так: «Если я успею на этот автобус, то и лифт сегодня будет работать». Такой нерефликсируемый фатализм забавен, но очень часто еще встречается священный фатализм. Наиболее ярко такой фатализм проявляется в среде любителей азартных игр.

Например, в Бразилии (наверняка, не только там) существуют следующие, связанные с азартной игрой суеверия: на основе накануне увиденного сна игроки определяют, на какое число ставить, или идут к оракулам, что бы те разъяснили сон. Они ставят на любой знак: номер машины, в увиденной аварии, форму лужи от пролитой жидкости и прочее. Эти суеверия тесно связаны с негритянским фольклором.

Азартные игры имеют довольно широкое хождение по всему миру. Игроки имеют разную мотивацию к такому роду досуга, но для некоторых людей игра перестает осознаваться таковой. Азартный игрок наделяет сакральными смыслами игорную сферу. Так, удача для него становится анимистичным божеством, благосклонность которого нужно заслужить, жизнь такого человека полнится суевериями, направленными на попытку предугадать судьбу. Игрок ставит весь свой капитал на позицию, которая, по его мнению, в фаворе у судьбы, тем самым показывая, что она должна наградить его за полное самоотречение. Одушевление различных явлений есть довольно архаичная потребность в культуре.

Фатализм является довольно распространенным явлением, его эволюция от священности к игривости (именно таким он выступает в приведенном выше примере) зависит от эволюции мышления. Нарастание в обществе священного фатализма свидетельствует об архаизации социо-культурного ландшафта. Фатализм же игривого характера в рядах интеллигенции, и даже научной интеллигенции связан с восприятием философской мысли. Эпоха Модерн утвердила рациональное отношение к миру, где индивид сам управляет своей судьбой, гражданское же общество возложило на индивида ответственность за собственную судьбу. Однако действительность зачастую демонстрирует бессилие человека перед повседневной стихией (о чем говорили «философы жизни»). Поскольку результаты деятельности элитарной культуры усваиваются обществом с запозданием, в массовом сознании живет установка на просвещенческие парадигмы, но интуитивно индивид понимает, что не все зависит от его воли, оттого и рождается нерефлексируемая фаталистичность.

Комментарии

Открыв эту статью, я

Аватар пользователя Мария Сопкалова

Открыв эту статью, я загадала, что если комментарий к ней был оставлен в среду, то задуманное мною дело стоит начать))) часто практикую подобное безумство:))) Но, когда понимаешь, что эти игры в чет-нечет - архаика в чистом виде, становится даже как-то страшно радостно - ощущаешь связь с Родом. сумма мыслей множества поколений, ух...

мышление не единственный

Аватар пользователя homutovsky

мышление не единственный способ познания, но в современном мире, к сожалению, его развитие идет в ущерб интуиции и образному познанию, поэтому архаизация социо-культурного ландшафта – это скорее хорошо, человек начинает объемнее воспринимать действительность... что касается "священного фатализма", то он предполагает управление судьбой через праведное поведение и не так уж демонстрирует бессилие... бессилие скорее свойственно современному мировоззрению, оцените ужас Сартра перед бытием в "Тошноте" – проблески умиротворения и света он ощущал лишь в моменты единения с миром и человеком... в общем, не дай Бог всем нам стать такими крепкими орешками, лишенными всяких предрассудков.

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.