Ювенилизация культуры как продолжение эволюции человека

Ювенилизация – это доминирование признаков незрелой особи. Значит, по аналогии к культуре, это ориентация общества на архетип юности. Если допустить, что культура есть следствие процесса эволюции вида Homo sapiens, то стоит предположить, что явления современной культуры есть результат определенной последовательности цепи, которая имеет свое начало на ранней стадии антропо-социо-культурогенеза. Некоторые антропологи отмечают ювенлизацию, как путь, по которому пошла эволюция человека. Для выживания биологического вида необходима количественная поддержка популяции. Из-за увеличившегося объема мозга человека, ребенок рождается сильно недоношенным, поэтому человечество пошло путем не частого воспроизводства популяции, а путем заботливого выращивания потомства.

Ювенилизация – это доминирование признаков незрелой особи. Значит, по аналогии к культуре, это ориентация общества на архетип юности. Если допустить, что культура есть следствие процесса эволюции вида Homo sapiens, то стоит предположить, что явления современной культуры есть результат определенной последовательности цепи, которая имеет свое начало на ранней стадии антропо-социо-культурогенеза. Некоторые антропологи отмечают ювенлизацию, как путь, по которому пошла эволюция человека. Для выживания биологического вида необходима количественная поддержка популяции. Из-за увеличившегося объема мозга человека, ребенок рождается сильно недоношенным, поэтому человечество пошло путем не частого воспроизводства популяции, а путем заботливого выращивания потомства.

Из-за того, что самка не могла иметь большое количество детенышей, не могла самостоятельно их вырастить, к процессу воспитания подключились самцы. Стоит предположить, что большую роль здесь сыграл половой отбор: предпочтительнее были самцы, которые становились более заботливыми отцами. Как следствие, количество гормонов тестостерона у самцов значительно снизилось (например одомашненные лисы, которых селекционируют по принципу наименьшей агрессивности, имеют внешний вид, характерный для детенышей), снизился и уровень агрессии, т.е. начала происходить ювенилизация: по форме черепа, структуре волосяного покрова, размеру челюстей и зубов человек больше похож на детенышей обезьян, чем на взрослых особей.

Возможно, эволюция культуры также идет путем ювенилизации, современная культура также характеризуется таким типом труда, при котором нет необходимости демонстрировать агрессию. Сегодня особую значимость в развитии общества имеют когнитивные способности человека, которые ему необходимы в течение всей жизни, при этом стоит отметить (как косвенный признак ювенилизации человека), что животным способность познавать мир, в процессе игрового поведения, свойственна чаще всего лишь на этапе взросления. Можно отметить высокий социальный статус детства по отношению к предыдущим эпохам, а в таких странах, как Япония, существует культ детства (например, эстетика «кавай»). Сегодня детство идеализируется (например, лозунг хиппи: «Живите как дети»). Стоит предположить, что основой тяги к инфантилизации является поиск защищенности. Детство – то время, когда индивиду устанавливаются жесткие правила, благодаря этим правилам ребенку понятны нормы поведения, но с возрастом эти правила снимаются, вместе с этим уходит и доброжелательное и заботливое отношение к индивиду, оттого наиболее психологически нестабильные индивиды могут связывать состояние психологического комфорта с детством.

Существует расхожая мифологема относительно «старения» европейских стран, однако стоит заметить, что увеличилась продолжительность жизни, а это повлекло за собой изменение взглядов на биологический возраст. Если в начале ХХ века практически все люди 16-ти лет уже вели трудовую жизнь, а в 20 были полноценными членами общества, то сегодня 16 лет – это возраст учащегося подростка. Категория молодежи ранее относились граждане от 14 до 30 лет, но сегодня наблюдается тенденция смещения возрастного ценза для молодежи до 35 лет. Сегодня наблюдается увеличение возраста взросления. Постиндустриальное общество характеризуется потребностью в высококвалифицированных кадрах, что означает более долгий процесс обучения профессиональным навыкам, и, как следствие, увеличение процесса «взросления», т.е. появился возраст, когда человек уже не является ребенком, но еще не считается взрослым.

Категория юности возникла не так давно, до 60-х ХХ века на Западе и до 80-90-х в России было два возраста детство и зрелость, юношество было лишь переходной стадией. Сегодня юношество является третьей стадией взросления, из которой многие индивиды не спешат выйти, ориентируясь на идеал «вечно молодого» человека, который пропагандирует и эксплуатирует современная массовая культура. Мода на молодость является довольно показательным феномен в оценке современной культуры. Она проявляется в стиле одежды, борьбе с физическим старением, заимствовании молодежных социальных практик, досуге, поведенческих моделях, общении, например еще в конце 80-х годов ХХ века обращение «молодой человек», «девушка» имело характер умаления возрастного статуса человека, оттенок пренебрежения и снисхождения, сегодня же подобное обращение может быть приравнено к комплименту. Эта тенденция направлена на желание омолодить субъекта, приблизить его к той прослойке общества, представителями которой являются юные люди. В связи с чем, можно предположить, что современное общество ориентировано на молодых людей, тогда как в традиционных обществах ориентация идет на пожилых людей, как носителей коллективной мудрости. Для Нового времени была характерна ориентация на зрелых людей, которые еще сохранили когнитивные способности и уже приобрели достаточное количество знания.

М. Мид выделила три типа общества, характеризующиеся межпоколенными отношениями: постфигуративные (дети учатся главным образом у старших), конфигуративные (и дети, и взрослые учатся, прежде всего, у равных, сверстников) и префигуративные (старшие не только обучают детей, но и сами учатся у них). Иными словами, в постфигуративной культуре молодежь стремиться подражать, перенять черты солидной старости, занять место патриархов; в кофигуративной культуре молодежь отзывается на изменения у современника.

М. Мид прогнозировала появление префигуративного типа культуры. Стоит предположить, что этот тип культуры уже появился – сегодня скорость новаций настолько высока (например, смена поколений техники каждые пять лет), что люди среднего возраста, теряющие когнитивные способности, осваивают новации гораздо медленнее молодежи. Темп развития стал настолько быстрым, что прошлый опыт не только недостаточен, но может быть даже вреден, если программа социализации основывается только на нем, без учета изменений позиций в социальной структуре. Молодежь зачастую принимает активное участие в социальных и политических мировых событиях (например, в «арабской весне» в большинстве своем участвовали юноши, которые еще не успели создать семью). Опыт молодежи становится актуальней опыта более старших членов общества, происходит мимесис остальными членами общества поведения юношей (негативную сторону этой тенденции описал в своей работе Й. Хейзенга под термином «пуэрилизм»), отчего можно отметить поворот всей культуры к молодежи (здесь стоит помнить, что то, что изначально воспринимается как контркультура, постепенно ложится в основу организации официальной культуры). В связи с этим можно объяснить моду на молодость в современном обществе. Можно предположить, что ориентация на молодежь в современной культуре является логическим продолжением эволюции вида Homo sapiens.

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.