Современная мифология

Фольклор корнями своими опирается на древние архетипические представления человека. Массовая культура также поднимает их из глубин памяти. Эти-то представления и составляют фундамент мифологии. В. Я. Пропп отмечал, что сказка является десакрализацией мифа, т.к. герой борется с древними хтоническими божествами, страх перед которыми снимается через высмеивание, утрированное описание уродств. Окончательная демифологизация сознания произошла в век Просвещения, однако, сегодняшняя эпоха являет собой ремифологизацию, и дело здесь не только в том, что история движется по спирали.

Стремление цивилизации к четкости и рациональности исчерпывает свои возможности в развитии, а в культуру прорываются наиболее ее ранние, архаичные пласты. «Новое Средневековье», «эпоха архаики», «новая религиозность» – так обозначают культуру современности исследователи. Нелинейное мышление стало необходимым даже для точных наук (неэвклидова геометрия, математика Лобачевского, физика Эйнштейна), а квантовая механика вообще имеет черты абсурда со своей непостижимостью для рационального мышления, человек больше не может постичь изучаемое лишь посредством органов чувств, он не может представить себе множественность миров теории струн, никогда не поймет законы иных вселенных, он перемещается в пространство мифа с его принципиальной непознанностью, ему остается лишь предполагать, строить новые теории и верить. И это было сказано лишь об ученом сообществе, а остальная часть человечества поняла, что наука не сможет ответить на самые насущные вопросы, связанные с человеческим бытием.

Человеческое сообщество, потрясенное веком ужасных войн и стремительных технических революций, обратилось к неэмпирическому опыту, мистическому толкованию реальности. Отсюда и проистекает современный миф, особо благодатной почвой для которого стал ризоморфный век Постмодерна. Как отмечает К. Богданов, современный миф уже отделился от традиции. Он представляет собой коллаж из различных биллетрических, архаичных и т.п. традиций. Он содержит познанные и непознанные явления, которые объединились в некий рационализированный миф с эзотерическими экстрасенсами Блаватской направленности, традиционными колдунами, демонами из параллельных миров, гостями из будущего, настырными и любопытными инопланетянами, чудом выживших древних существ и всемирным заговором. В нем уже присутствует «чупукабра» из уральской глубинки, занесенная НЛО, над которыми провела свои эксперименты засекреченная и непостижимая правительственная организация, а эта «чупукабра» убивает у населения кур без причины, и все это транслируется по центральному каналу.

Всевозможные образы «космических пришельцев» и «неопознанных летающих объектов» воспроизводят аналогичные сюжетные структуры «несказочной прозы». Дерационализация сознания, рост мистических настроений, возвращение суеверий – все это становится приметой современности. Современный мир, как и архаичный имеет четкое деление на время «сакральное» (где обитают герои) и «профанное» (где обитают обычные люди). Современная кино-продукция активно использует такие образы, унаследованные от традиционной культуры, такие как «герой». Этот «герой» изгоняется из цивилизованного общества (к примеру, из всех банков памяти стирается его личность). В изгнании он проходит процесс инициации через поедание сакральной пищи, ритуальное убийство, либо же его приобщает к тайному знанию гуру (как вариант, учит тайной и забытой технике рукопашного боя). Так, обретя божественное знание, он более не принадлежит к миру живых и становится неуязвим. Сравним с древнешумерским «Мифом о Гильгамеше», где Энкиду покидает мир природы, приходит в мир цивилизации и, обретая человеческие качества через человеческую пищу, одежду и законы, отказывается от вечности. Для массовой культуры «бессмертный» значит «совершенный».

Триллеры и фильмы ужасов играют на архаичных страхах, где персонажи вступают в борьбу с силами хаоса. Мифы, древний и новый, роднит особое проистечение времени, оно, как бы, замирает, будущее отсутствует, а настоящее сконцентрировано в пошлом. Наличие в метро у каждого пятого книги в жанре фэнтези свидетельствует, что за тысячелетие христианства и почти век атеизма, народное сознание сохранило не просто тягу, но реликты язычества. Человечество каждый год готовится к концу света, стимулом является кардинально меняющийся на глазах одного поколения мир, и уже паутина, предвещающая Страшный Суд окутала планету (если в начале под ней подразумевались электрические провода и телефонный кабель, то сейчас сеть Интернет), ученые все время твердят о смерти то от глобального потепления, то от СПИДа, то от астероида, и все это сдабривается постоянной угрозой ядерной войны.

Мир полон сект и истерик от инопланетного вмешательства, человечество перегружено информацией и лишено традиционных корней. Если народная культура в России еще жива, то в Западных странах люди ищут прибежище у психологов, ну а массовая культура, как современная адаптирующая система, предлагает свою мифологию. Мифологическое мироощущение может содержаться не только в виде архаических верований, ХХ век дал миру такое понятие, как «политическая мифология». Древние восточные деспотии, такие как египетская, такими не являются, как писал А. Л. Топорков «политические мифы не наследуются из глубины веков, но создаются определенными людьми или группами людей. Эти люди опираются на научные теории своего времени, стремятся придать политическим мифам видимость правдоподобия и наукообразия». «Политическая мифология не отражает реальность и не стремится ее объяснить; она призвана управлять коллективным сознанием и поведением человеческих масс.»

Объектом мифологизации являются вожди, партия, Родина, народ. Окружающая действительность приобретает черты семиотической реальности, наделяется вектором в идеальное будущее. Прошлое активно мифологизируется. Время хаоса упраздняется великой борьбой, и это время становится временем существования героев, а акт борьбы воспроизводится ежегодно в сакральное время праздника, это может быть как речевое напоминание о том времени, так и физическое в виде парадов.

Комментарии

современная "мифологизация"

Аватар пользователя homutovsky

современная "мифологизация" закономерна... эволюция человека предполагает полноценное развитие, а не развитие одного сознания в ущерб ассоциативно-образному и трансцендентному (путь, которым несколько сотен лет шла цивилизация)... мифологическое мышление соответствует современности, оно не отдает предпочтений ни логике, ни интуиции, ни откровению... оно включает в себя все, как и сам человек по своей природе

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.