SOS! Зомби!

«26 мая этого года абсолютно голый житель Майами напал на бездомного, по-звериному вгрызаясь в него зубами. Прибежавший полицейский сделал пять выстрелов в «зомби», прежде чем тот отпустил жертву. Более 75% лица пострадавшего к тому времени было обглодано.» «27 мая в штате Нью-Джерси мужчина несколько часов (!) отбивался от полицейских, забрасывая их собственными внутренностями.» и т.д и т.п. Max Brooks. The Zombie Survival Guide. Complete Protection from the Living Dead. (New York: Three Rivers Press, 2003). Книга «Руководство по выживанию среди зомби» описывает физиологию и поведения зомби, наиболее эффективные виды оружия и тактические приёмы защиты от них, способы подготовки своего дома для длительной осады, и рекомендации по выживанию и адаптации на различных типах местности. В США она стала бестселлером, продавалась она в обычных американских книжных магазинах на полке с научной литературой. «В октябре <2012 года> американские военные и полицейские отрабатывали действия на случай зомби-апокалипсиса.»

Такая популярность современного мифа, и даже отнесение к нему с полной серьезностью рядовых обывателей заставляет ученых пристально рассмотреть этот вопрос. Первое о чем они говорят – то, что этот феномен массовой культуры появился во второй половине XX века, после открытия магии вуду (когда колдун может подчинить себе тело, забрав у жертвы душу), но потом этим термином стали называть оживших мертвецов. Эта тема вышла из маргинальных слоев и получила свое распространение благодаря фильмам, комиксам и компьютерным играм в 2000-е.

За феноменом «зомби» пытаются рассмотреть метафору проблем общества, подсознательный стыд за не похороненных должным образом и забытых жертв Холокоста, и ГУЛАГа. Да, Дж. Ромеро именно такой смысл – расизм, проблемы общества потребления – вкладывал в свои фильмы, но здесь речь идет о герменевтике, что читали зрители в этом культурном тексте. А видели они свой наиболее древний страх. Homo sapiens не всегда знал о смерти, так самка шимпанзе носит своего мертвого детеныша, пока у него не исчезнет его запах, т.е. он не начинает разлагаться. Животные не имеют представлений о загробном мире. С появлением подобных представлений у человека появились и страхи, что мертвый может вернуться, если ему там (а это «там» не всегда «тот свет», до сих пор у многих даже наших соотечественников сохранилось представление, что усопший спит в могиле) будет плохо: его не похоронили должным образом, его побеспокоили, у него остались незавершенные дела в мире живых и проч. Это было страшно, и страх преодолевали через ритуальный смех, рядились в покойников на праздники, на похоронах громко смеялись, существовало ритуальное жертвоприношение, когда полагалось жрать, устраивать пиршество (этимологически слова «жертва» и «жрать» связаны).

Жанр быличек иллюстрирует нам эти страхи. По их распространенности можно судить, что существовал он долгое время, вплоть до современности. В них ходячие мертвецы могли нанести реальный вред, даже смерть живым людям. Призраки также лишь в недавнее время, под воздействием кино стали существами бесплотными, до этого они являлись теми самыми ходячими мертвецами, которым можно было отрубить голову или руку.

Что внесла массовая культура в этот древнейший архетип? Пожалуй, представление, что это свойство, неумирание после смерти, передается как вирус бешенства через укус, и еще неутолимый голод (это свойство было и в древних представлениях), который толкает на пожирание живых людей.

Что можно посмотреть на данную тему:

  • Книга Jamie Russell. Book of the Dead. The complete History of the Zombie Cinema. (FAB Press, 2005).
  • Книга Jovanka Vuckovic. Zombies! An Illustrated History of the Undead. (New York: St. Martin’s Griffin, 2011).
  • Книга Daniel W. Drezner Theories of International Politics and Zombies. (Princeton: Princeton University Press, 2011).
  • Книга Kim Paffenroth. Gospel of the Living Dead: George Romero’s Visions of Hell on Earth. (Baylor University Press, 2006).
  • Книга Max Brooks. The Zombie Survival Guide. Complete Protection from the Living Dead. (New York: Three Rivers Press, 2003).
  • Книга Ким Паффенрот «Евангелие от живых мертвецов. Как Джордж Ромеро видит ад на земле».
  • Книга Славой Жижек «Глядя вкось».
  • Фильм «Ночь живых мертвецов».
  • Фильм «28 дней спустя».
  • Фильм «Рассвета мертвецов».
  • Фильм «Калейдоскоп ужасов».
  • Фильм «Кладбище домашних животных».
  • Фильм «Зловещие мертвецы».
  • Фильм «День мертвецов».
  • Фильм «Реаниматор».
  • Фильм «Шон живых мертвецов».
  • Фильм «Обитель зла».
  • Игра «The Walking Dead: Survival Instinct».
  • Игра «Plants vs. Zombies 2».
  • Игра «Plants vs. Zombies: Garden Warfare».

Комментарии

Нынешний образ "зомби"

Аватар пользователя Владимир Калашников

Нынешний образ "зомби" составлен несколькими совершенно различными предпосылками, и прежде чем приступать к изучению, надо произвести деконструирование.
Скажем, скорость зомби - она от произведения к произведению увеличивается. По юмористическим сайтам гуляет пародийный график зависимости скорости от времени выхода фильма - из него видно, что через пару десятилетий зомби смогут развивать скорость, близкую к скорости света. В первом, ещё ч/б фильме Ромеро они еле шевелились, в "Мировой войне Z" обгоняют спринтера. Понятное дело, что способности к бегу не имеют никакого отношения к первичному образу зомби, но поскольку режиссёры приписали их зомби, тема эта взывает к неким архетипическим чувствам зрителей.
Другое нововведение - орды зомби. В последней "Мировой войне Z" они уже не являются отдельными особями, а действуют будто под влиянием коллективного разума. Как муравьи, которые не жалея себя засыпают своими телами огонь или воду, образуют гору или сцепляются в перекидной мост, позволяя остальным преодолеть препятствие. Зомби стали клетками огромного чужеродного организма. В упомянутом фильме показаны исполинские колонны и щупальца, составленные из зомби. Вообще, их уже не десятки, как в первых фильмах, а миллионы. Эта новая тема явно аппелирует к архетипу противостояния небольшими группами ордам захватчиков, что часто случалось в европейской истории. 300 спартанцев, Анабасис, Каталаунские поля и т.д. Частый сюжет в кино: небольшая группка людей в окружении, на фоне захваченного зомби мира, - прямая отсылка к генетической памяти, ведь наши предки, осаждённые монголами, испытывали схожие чувства. Им казалось, что весь мир уже покорён этой ордой. Только масштабы "мира" изменились, с появлением средств связи. Тогда "мир" - несколько удельных княжеств, сейчас - вся планета. Разницы в общем-то никакой.
Подобные воззвания режиссёров к архетипам представляются мне куда более интересным делом, нежели тот первичный "зомби", довольно таки незатейливый.
В нескольких фильмах (если не ошибаюсь, "Рассвет мертвецов", "Я - легенда") зомби наделили начатками разума, однако этот вариант продолжения не получил. Вероятно, потому, что разумный зомби - уже не мертвец, а иная форма жизни, то есть возникает некое противоречие, которое наблюдать попросту не интересно. Если уж смотреть кино про иные формы жизни, так про инопланетян.

– а знаете, как сейчас в

Аватар пользователя homutovsky

– а знаете, как сейчас в Америке принято политкорректно называть мертвецов?
– некроамериканцами :)

В списке непростительно малое

Аватар пользователя Владимир Калашников

В списке непростительно малое число тематических книг и фильмов, а игр - нет вовсе, поскольку штуки навроде "Plants vs. Zombies" в субкультуре геймеров играми не считаются. 
"The Walking Dead" - это прежде всего многосезонный сериал, а только потом уже игра.
Упомянутый в списке фильм называется не "Шон живых мертвецов", а "Зомби по имени Шон".
 Как минимум, нельзя упускать из виду фильм (и книгу) "Мировая война Z", фильмы (и серию игр) "Обитель зла", роман Ричарда Матесона (и несколько экранизаций) "Я - легенда", гламурный фильм (и книгу) "Тепло наших тел" - о любви зомби к живой девушке, комедию "Добро пожаловать в Zомбилэнд", мини-сериал "Dead Set".
Кроме того, культовая командная "Left 4 Dead", её ближайший аналог "Killing Floor", потрясающего размаха РПГ-слэшер "Dead Island", юмористические "Stubbs the Zombie" и "Dead Rising", многопользовательская "DayZ".
Зомби как внутриигровая данность имеются в суперпопулярных "Minecraft" и "Terraria".
А впервые в игровой индустрии они появились кажется в знаменитом "Wolfenstein".

Спасибо за дополнение, думаю,

Аватар пользователя Татьяна

Спасибо за дополнение, думаю, было бы интересно, если бы Вы сделали более обширный обзор фильмов, игр и художественных книг на эту тему.

Если вам это необходимо для

Аватар пользователя Владимир Калашников

Если вам это необходимо для научной работы, то, конечно же, могу составить более детальный список. А так... неохота возиться.

Статья не научная, новизны не

Аватар пользователя Татьяна

Статья не научная, новизны не содержит. пока в моих планах нет изучения феноменов массовой культуры. На разных сайтах содержится множество разных топов на эту тему, и люди в поисковиках часто запрашивают лучшие фильмы, книги и икры про зомби, так что эта тема актуальна. Читая об этом феномене я часто находила слова, что это новое явление - хотелось показать, что это не так.

 Если вспомню ещё что-то,

Аватар пользователя Владимир Калашников

 Если вспомню ещё что-то, дополню комментарий выше.

писал когда-то дипломную

Аватар пользователя homutovsky

писал когда-то дипломную работу по ритуальному смеху, читал тогда книжечку некой М. А. Рюминой, в которой высказывалась похожая на вашу точка зрения – что поскольку древние боялись мести мертвых, то, скорее всего, смех выступал в качестве оберега от смерти и от их мести, то есть, служил средством обезвреживания покойника... другая точка зрения принадлежит В. Я. Проппу – что поскольку смеху приписывалось свойство создания жизни, то, по всей видимости, он в момент умирания превращал смерть в новое рождение, становясь, таким образом, актом благочестия... то же относится и к смеху при смерти животного – смеялись ради возрождения убитого зверя к новой жизни и вторичной его поимки... дальше кусочек из моего диплома:

Точка зрения М. А. Рюминой представляется верной лишь отчасти, поскольку оправдывает себя только по отношению к более поздним этапам развития человеческой культуры. Во-первых, потому, что в основе представления о смехе как обереге лежит представление о смехе как признаке жизни. Оберегая себя смехом от смерти, человек демонстрировал полноту своей жизни. Смех являлся знаком жизни, и только таким образом он был способен отогнать смерть. Во-вторых, потому, что представление о смехе как обереге – это уже более осознанное явление, которое могло сформироваться, лишь основываясь на представлениях о “живом мертвеце”, о духах умерших или о загробном мире. Более того, такое представление не могло распространяться на обряды инициации и не могло иметь никакой связи с эротическими представлениями, в отличие от представления о смехе как признаке жизни.

короче, другими словами, изначальные задачи, которые выполнял ритуальный смех на похоронах состояли в утверждении собственной жизни, в противовес умершему, и в помощи для возрождения умершего... а представление о смехе, как обереге – уже более позднее явление

Статья понравилась, но кино

Аватар пользователя alisa
Статья понравилась, но кино такое пусть кто-нибудь другой смотрит. )))

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.