Реконструкция неактуальных форм традиционной культуры: ролевики
Нарисуем картину: июль, жаркое солнце, на равнине, хранящей в памяти столетия человеческой истории раскинуты шатры, хрипят кони, рядом с ними стоят усатые/бородатые мужчины в меховых шапках, кафтанах и нещадно потеют, между шатров ходят женщины в домотканых платьях с глиняными кувшинами на плечах, на траве сидят босые дети в подпоясанных рубахах и смотрят как воины упражняются в искусстве владения мечем, чуть вдали рассыпались торговые ремесленные ряды, рядом с ними стоят гончары, кожемяки, кузнецы и т.п. и демонстрируют свое мастерство, а на воду спускается судно викингов. Нет, речь идет не о торговом городе XVI века, это Москва наших дней. А описанную выше картину все чаще можно увидеть в различных городах России, странах ближнего и дальнего зарубежья. Здесь представлена новая, набирающая оборот субкультура, которую мы условно назовем «ролевики», т.к. она содержит в себе и другую субкультуру, называющую себя «реконструкторами», которая к «ролевикам» за увлечение игрой относится иронично-надменно. Описываемая субкультура характеризуется увлечением исторической реконструкцией материальной и духовной культуры той или иной эпохи и региона и значимых событий истории, «ролевики» опираясь на заархивированные данные о «той» культуре, на археологические находки, письменные и изобразительные источники и т.п исследуют исторические материалы об изготовлении оружия, одежды, предметов быта для того, чтобы воссоздать эти предметы по тем технологиям, по которым они изготовлялись, также исследуются и воссоздаются обычаи и нравы, т.о. они возводят архаическую и классическую традиционную культуру «с нуля». И это не музейная инсталяция наподобие описанной Чаком Палаником в романе «Удушье» под названием «живая история», нет, это полное вживание в среду. Форменное. Да, участники этого движения с упоением часами могут рассказывать, как тот или иной шрам они получили, будучи насаженными на копье в бугурте, но они отлично осознают, что это игра, как сказал Йохан Хёйзинга: «Ребенок играет совершенно серьезно, можно с полным правом сказать – в священной серьезности. Но он играет, и он знает, что играет». А вот совершенно другой вопрос составляет то, почему играет взрослый мужчина или женщина, этот вопрос было бы логично рассмотреть в рамках таких дисциплин, как психология и социология, для нас же важным представляется то, почему объектом внимания стали неактуальные сегодня формы традиционной (доиндустриальной) культуры. Значимым представляется то, что описываемая субкультура распространена в больших городах и странах, где связь с традиционной культурой сведена к минимуму. Сегодняшний социокультурный ландшафт характеризуется такими процессами, как информатизация и глобализация, они же, в свою очередь, подавляюще воздействуют на личность. Т.о. активизирование реконструкции доиндустриальной традиционной культуры является симптомом современного общества, причиной которого с одной стороны служит Тофлеровский «шок будущего», когда в информационной перегруженности этнические традиции становятся для человека «оазисом» стабильности и уверенности хотя бы во вчерашнем дне. С другой стороны это противостояние глобализации выражающееся в обратном процессе – глокализации, повышенном внимании к этнической культуре (в условиях глобализации и стандартизации мировой культуры появилась тоска по историческим корням). А.В. Костина так прокомментировала эту ситуацию: «…современный человек пытается найти существующие смыслы бытия не в сегодняшней культуре, а в тех ее формах, которые совсем недавно представлялись музейным реликтом». Потребность в этнической идентичности связана с существенными сдвигами в культуре на всех ее уровнях и подсистемах, происходящих в настоящий период, эти процессы зачастую ошибочно называют «национализм», но на самом деле они свидетельствуют не об активизации национально-формирующих факторов, а о возрождении этнического самосознания и актуализации этнической культуры. Многие авторы предлагают это явление называть «этнонационализм», определяющими факторами которого является не экономика, а религия, раса и язык (не национальный). То, что «ролевики» зачастую возводят быт не собственной этнической культуры, а чужой (в России есть такие клубы как ВРООКИР «Аскалон», реконструирующий эпоху европейского рыцарства и «Асгейр», реконструирующий быт викингов), является тревожным симптомом снижения статуса национальной культуры во всем мире. И если возрождение традиций, языка, искусства этнических общностей является процессом положительным, дающим мировой культуре многообразие и сложность, то нарочитая архаизация культуры, подчеркивание и выделение специфически-локального, противопоставляемое универсальному, намеренная консервация элементов этнической культуры и этнического сознания, идеализация ее наиболее консервативных элементов и форм представляется опасной, примером этой опасности служит такое направление современного сектантства, как неоязычество.
Т.А. Синельникова (08.08.2013)
- Блог пользователя - Татьяна
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
Комментарии
А вот действительно
в игре человек что-то может:
в игре человек что-то может: вершить какие-то дела, быть кем-то значимым... основная причина дезадаптация в социуме, по крайней мере для мужчины... для женщины – это может быть в большей степени какой-то культурологический интерес... вообще, интересная тема
Мне кажется, всё
Мне кажется, всё банальнее. Не в ролях дело, и не в свершениях, а в досуге. Ролевик находится среди людей определённого склада, которые ему приятны, а неприятных людей здесь он не встретит, поскольку они согласно своему складу никогда не займутся этим делом. Точно так же я знаю, что на рок-концерте не будет неприятного мне контингента, потому что у них мозг закипит от сложности музыки, а на какой-нибудь дискотеке или городском мероприятии этого контингента будет полным полно. Соответственно, я определяю свой досуг.
Это своеобразная форма обоюдного добровольного апартеида.
конечно, есть такая сторона
конечно, есть такая сторона медали тоже... но человек часто словом "ненравится" пытается заменить слово "неуютно"... а некомфортное ощущение себя в какой-либо части социума и есть дезадаптация... сложно найти четкую грань между тем, что есть бегство, а что есть опоределение своего досуга, и не каждый даже в самом себе может в этом плане однозначно разобраться... думаю, что досуг по большей части определяется единичными "вылазками" в кино, на концерт, на природу и т.д., а бегство предполагает системный и однотипный уход, к которому относятся ролевые игры... поэтому "интерес" к ролевым играм это вовсе не определние досуга...
Думаю, мне стоит скоро
Думаю, мне стоит скоро выложить материал как раз-таки про бегство. Ролевики имея нормальные семьи, выходя на работу бегут от реальности не больше, чем любители рок-концертов.
будет очень интересно
будет очень интересно
Ну, пускай будет не "досуг",
Ну, пускай будет не "досуг", а "быт" - ролевики устраивают свой быт, потому что жизнь российская, с грязными дворами, где копошатся какие-то диковатые, горластые люди, никуда не годна. На слётах ролевиков, как бы многолюдны они ни были, чужих не бывает в принципе. Так же, в церковь чужой не войдёт, и потому люди выстраивают свою жизнь вокруг церковных собраний, воскресных школ и т.д. Реконструкторство, религия, рок-музыка, - не первичны. Всё одно: попытка низового объёдинения вокруг - не важно, каких, - дела, идеи - которые отпугнут чужих, не позволят им присоединиться. На Западе аналогичные низовые объединения выстраиваются, например, как "общины" прихожан одной церкви или жителей "субурбана", вокруг "гражданской милиции" (выезды на стрельбы-шашлыки и учения, заседания, прочее).
У нас подобной системы не сложилось, ибо религия долгое время вымаривалась, личное оружие - запрещено, заклеймено и проклято, а живёт народ не в просторных пригородных домах, а в бараках, теплушках, сейчас - в бетонных клетях.
каждый пребывает там, где ему
каждый пребывает там, где ему положено, грязные дворы идеальное место для тех, кто в них живет... непрятие мира в любом из его проявлений есть бегство и результат дезадаптации... конечно же, ролевые игры – явление сложное и неправильно было бы их рассматривать лишь с одной стороны, но эта сторона одна из ключевых
Зачастую приходится ходить
Зачастую приходится ходить через эти дворы, приходится - никуда от этого не деться. Разве что, уйти во внутреннюю эмиграцию. Бегство? Скорей, самозащита.
Чистое "бегство" - это для меня когда человек "с жиру бесится". Таких, полагаю, среди ролевиков, от 15 до 25 процентов, если "на глазок".
Я категорически не согласен с
Я категорически не согласен с трактовкой в духе "бегства".
В ней подразумевается: с человеком что-то не в порядке, коль испытывает "некомфортные ощущения в какой-либо части социума". Я, положим, испытываю некомфортные ощущения в присутствии людей необразованных, склонных к алкоголизму и насилию, с уголовным прошлым и чуждых мне по языку и культуре. Желание избежать всякого с ними соприкосновения - не есть "бегство". Я не обязан чувствовать себя уютно на улицах вокруг м. Проспект Мира, на задворках Курского вокзала, или в вечерних Кузьминках. Тут даже рассуждать нельзя в понятиях "адаптация-дезадаптация". Это девиация, которая в России с некоторых пор стала тлетворной нормой. Повсеместная, всё захватившая девиация.
Вообще, в "своей" части социума как раз по определению комфортно, а в чужую нет смысла соваться. Все беды оттого, что у нас данная "сословная" система порушена окончательно. В России социум не разделён на части. Государству всё равно, кто ты: профессор, или уголовник. И если в другой стране упомянутые персонажи не встретятся никогда, то здесь им приходится существовать бок о бок.
из любой ситуации можно
из любой ситуации можно извлечь урок, в любом человеке можно увидеть учителя... и если такая ситуация возникает в твоей жизни – это урок, который ты учить не хочешь :)
По поводу женщин не поняла.
а для женщин – это нормально
а для женщин – это нормально – играть в ролевые игры... психологическая причина – здоровый интерес
Женщина - тоже человек, не
Женщина - тоже человек, не отказывайте ей в общечеловеческих проблемах.
действительно ошибся... я
действительно ошибся... я имел в виду, конечно же, незамужних девушек :))))
Я думаю, что для ребенка
совершенно согласен...
совершенно согласен... причем, если взрослый человек решает эти задачи играючи – это замечательно, но если он играет в ущерб решению этих задач, то это самое настоящее бегство и инфантилизм
"возводят быт не собственной
"возводят быт не собственной этнической культуры, а чужой" - довольно спорно. С чего бы это - "чужой"? Древняя Русь была куда ближе к Европе, чем современная Россия. Гардарика - северное древнерусское государство - имело теснейшие связи с "викингами", вошло в скандинавские легенды. Тут у России много больше правоприемственности, чем с Византией. С рыцарством тоже всё увязывается. Так что...
Владимир, одно дело торговые,
Владимир, одно дело торговые, брачные, военные отношения, а другое - общий быт. Да, Ярицлейв (Ярослав Мудрый) упоминается в Старшей Эдде, что не значит, что этническая культура славян и скандинавов совпадает. Дух куртуазного рыцарства и вовсе чужд Древней Руси, т.к. в это время на нашей Родине было иго, а с этого момента развитие нашей страны и Европы пошло различными путями, так, наше Средневековье продлилось фактически до Нового Времени на Западе, а далее Петром Первым наш быт был искусственно подогнан под закономерный и естественный этап развития европейского общества. Но здесь речь будет идти уже о национальной, а не этнической культуре.
Приведу пример. Есть этнос чуваши, и они тесно связаны и с русским и с татарским этносом, так тесно, что их язык содержит слова из языка этих этносов, но а быт и вовсе зачастую совпадает. Но все равно существует чувашский этнос. Может Вас насторожило слово "чужой"? А какое слово Вам кажется корректней в оппозиции свой-чужой?
Я вас понимаю.Упоминается не
Я вас понимаю.
Упоминается не только Ярицлейв, но и множество других "конунгов", речь часто заходит о Гардарике ("Сага о Хервёр"). То есть, Древняя Русь была "совсем рядом" от викингов. "Соседи по лестничной клетке", а не "по подъезду". Я не утверждаю, что этническая культура едина или хотя бы схожа. Нет, конечно же. Но она представляет собой частность, к которой ролевики в принципе обращаются редко. Их занимает та сфера, которую можно назвать скорее общеевропейской - оружие, доспехи, одежда. Перечисленные предметы разлетались по всей Европе благодаря товарообмену, взятию трофеев, дани. Нельзя сказать, что: вот дружины кривичей или лютичей были вооружены исключительно изделиями местных кузнецов и одеты в местной выработки ткани. То есть, если внешний вид и вооружение ролевиков не соответствуют дошедшим до нас описаниям древнерусского оружия, это ещё не значит, что происходит реконструкция чужой этнической культуры.
Чем Мономах не рыцарь?
Чем Мономах не рыцарь? Государь-воин, справедливый судья, благотоворитель, исихаст. Крестовые походы, опять же. Рукописные поучения - задолго до того, как у западно-европейских вошло в моду писательство.
речь идет о куртуазном
речь идет о куртуазном рыцарстве, это совсем другое... :)
Да, однако дискуссия началась
Да, однако дискуссия началась с ролевиков, которые изображают самых обычных рыцарей, т.к. играть на виеле и напевать песенки на окситанском наречии слишком сложно.
Куртуазного у нас, положим, не было, а обычное - вполне.
Надо подумать, найти точное
Надо подумать, найти точное слово.
"Чужой" быт это ордынский, алтайский, чукотский, японский, турецкий, арабский. Заметьте, ролевик, принявший образ самурая или янычара - редчайшая экзотика. Людям это не интересно. Ролевики сплошь в общеевропейском дискурсе, который нам как раз "свой".
Думаю, рядились бы в гоплитов и легионеров, но климат наш не позволяет.
Думаю, в выборе реконструкции
Думаю, в выборе реконструкции именно европейского рыцарства существенную роль имеет литература жанра фэнтези. Назовем это "фолк-романтизм" (в отличие от романтизма и неоромантизма, когда интерес был направлен на презираемое в эпоху Просвещение Средневековье, как оппозиция догмату разума). Толкиен писал про Англию, а остальная литература надстраивалась на этом базисе, в том числе и русскоязычная о славянах. Точно так же в жанре аниме неяпонские авторы любят использовать сюжеты о ниндзя и восточных единоборствах.
Кроме того, попытки
Кроме того, попытки воссоздания действительно этнического быта затруднены равно как малым количеством тематических исследований в сравнении с переводными, так и незамедлительно последующим вниманием со стороны властей.