Реконструкция неактуальных форм традиционной культуры: ролевики

Нарисуем картину: июль, жаркое солнце, на равнине, хранящей в памяти столетия человеческой истории раскинуты шатры, хрипят кони, рядом с ними стоят усатые/бородатые мужчины в меховых шапках, кафтанах и нещадно потеют, между шатров ходят женщины в домотканых платьях с глиняными кувшинами на плечах, на траве сидят босые дети в подпоясанных рубахах и смотрят как воины упражняются в искусстве владения мечем, чуть вдали рассыпались торговые ремесленные ряды, рядом с ними стоят гончары, кожемяки, кузнецы и т.п. и демонстрируют свое мастерство, а на воду спускается судно викингов. Нет, речь идет не о торговом городе XVI века, это Москва наших дней. А описанную выше картину все чаще можно увидеть в различных городах России, странах ближнего и дальнего зарубежья. Здесь представлена новая, набирающая оборот субкультура, которую мы условно назовем «ролевики», т.к. она содержит в себе и другую субкультуру, называющую себя «реконструкторами», которая к «ролевикам» за увлечение игрой относится иронично-надменно. Описываемая субкультура характеризуется увлечением исторической реконструкцией материальной и духовной культуры той или иной эпохи и региона и значимых событий истории, «ролевики» опираясь на заархивированные данные о «той» культуре, на археологические находки, письменные и изобразительные источники и т.п исследуют исторические материалы об изготовлении оружия, одежды, предметов быта для того, чтобы воссоздать эти предметы по тем технологиям, по которым они изготовлялись, также исследуются и воссоздаются обычаи и нравы, т.о. они возводят архаическую и классическую традиционную культуру «с нуля». И это не музейная инсталяция наподобие описанной Чаком Палаником в романе «Удушье» под названием «живая история», нет, это полное вживание в среду. Форменное. Да, участники этого движения с упоением часами могут рассказывать, как тот или иной шрам они получили, будучи насаженными на копье в бугурте, но они отлично осознают, что это игра, как сказал Йохан Хёйзинга: «Ребенок играет совершенно серьезно, можно с полным правом сказать – в священной серьезности. Но он играет, и он знает, что играет». А вот совершенно другой вопрос составляет то, почему играет взрослый мужчина или женщина, этот вопрос было бы логично рассмотреть в рамках таких дисциплин, как психология и социология, для нас же важным представляется то, почему объектом внимания стали неактуальные сегодня формы традиционной (доиндустриальной) культуры. Значимым представляется то, что описываемая субкультура распространена в больших городах и странах, где связь с традиционной культурой сведена к минимуму. Сегодняшний социокультурный ландшафт характеризуется такими процессами, как информатизация и глобализация, они же, в свою очередь, подавляюще воздействуют на личность. Т.о. активизирование реконструкции доиндустриальной традиционной культуры является симптомом современного общества, причиной которого с одной стороны служит Тофлеровский «шок будущего», когда в информационной перегруженности этнические традиции становятся для человека «оазисом» стабильности и уверенности хотя бы во вчерашнем дне. С другой стороны это противостояние глобализации выражающееся в обратном процессе – глокализации, повышенном внимании к этнической культуре (в условиях глобализации и стандартизации мировой культуры появилась тоска по историческим корням). А.В. Костина так прокомментировала эту ситуацию: «…современный человек пытается найти существующие смыслы бытия не в сегодняшней культуре, а в тех ее формах, которые совсем недавно представлялись музейным реликтом». Потребность в этнической идентичности связана с существенными сдвигами в культуре на всех ее уровнях и подсистемах, происходящих в настоящий период, эти процессы зачастую ошибочно называют «национализм», но на самом деле они свидетельствуют не об активизации национально-формирующих факторов, а о возрождении этнического самосознания и актуализации этнической культуры. Многие авторы предлагают это явление называть «этнонационализм», определяющими факторами которого является не экономика, а религия, раса и язык (не национальный). То, что «ролевики» зачастую возводят быт не собственной этнической культуры, а чужой (в России есть такие клубы как ВРООКИР «Аскалон», реконструирующий эпоху европейского рыцарства и «Асгейр», реконструирующий быт викингов), является тревожным симптомом снижения статуса национальной культуры во всем мире. И если возрождение традиций, языка, искусства этнических общностей является процессом положительным, дающим мировой культуре многообразие и сложность, то нарочитая архаизация культуры, подчеркивание и выделение специфически-локального, противопоставляемое универсальному, намеренная консервация элементов этнической культуры и этнического сознания, идеализация ее наиболее консервативных элементов и форм представляется опасной, примером этой опасности служит такое направление современного сектантства, как неоязычество.

Т.А. Синельникова (08.08.2013)

Комментарии

А вот действительно

Аватар пользователя alisa
А вот действительно интересно, как на этот вопрос отвечает социология и психология.

в игре человек что-то может:

Аватар пользователя homutovsky

в игре человек что-то может: вершить какие-то дела, быть кем-то значимым... основная причина дезадаптация в социуме, по крайней мере для мужчины... для женщины – это может быть в большей степени какой-то культурологический интерес... вообще, интересная тема

    Мне кажется, всё

Аватар пользователя Владимир Калашников

Мне кажется, всё банальнее. Не в ролях дело, и не в свершениях, а в досуге. Ролевик находится среди людей определённого склада, которые ему приятны, а неприятных людей здесь он не встретит, поскольку они согласно своему складу никогда не займутся этим делом. Точно так же я знаю, что на рок-концерте не будет неприятного мне контингента, потому что у них мозг закипит от сложности музыки, а на какой-нибудь дискотеке или городском мероприятии этого контингента будет полным полно. Соответственно, я определяю свой досуг.

Это своеобразная форма обоюдного добровольного апартеида.      

конечно, есть такая сторона

Аватар пользователя homutovsky

конечно, есть такая сторона медали тоже... но человек часто словом "ненравится" пытается заменить слово "неуютно"... а некомфортное ощущение себя в какой-либо части социума и есть дезадаптация... сложно найти четкую грань между тем, что есть бегство, а что есть опоределение своего досуга, и не каждый даже в самом себе может в этом плане однозначно разобраться... думаю, что досуг по большей части определяется единичными "вылазками" в кино, на концерт, на природу и т.д., а бегство предполагает системный и однотипный уход, к которому относятся ролевые игры... поэтому "интерес" к ролевым играм это вовсе не определние досуга...

Думаю, мне стоит скоро

Аватар пользователя Татьяна

Думаю, мне стоит скоро выложить материал как раз-таки про бегство. Ролевики имея нормальные семьи, выходя на работу бегут от реальности не больше, чем любители рок-концертов.

будет очень интересно

Аватар пользователя homutovsky

будет очень интересно

Ну, пускай будет не "досуг",

Аватар пользователя Владимир Калашников

Ну, пускай будет не "досуг", а "быт" - ролевики устраивают свой быт, потому что жизнь российская, с грязными дворами, где копошатся какие-то диковатые, горластые люди, никуда не годна. На слётах ролевиков, как бы многолюдны они ни были, чужих не бывает в принципе. Так же, в церковь чужой не войдёт, и потому люди выстраивают свою жизнь вокруг церковных собраний, воскресных школ и т.д. Реконструкторство, религия, рок-музыка, - не первичны. Всё одно: попытка низового объёдинения вокруг - не важно, каких, - дела, идеи - которые отпугнут чужих, не позволят им присоединиться. На Западе аналогичные низовые объединения выстраиваются, например, как "общины" прихожан одной церкви или жителей "субурбана", вокруг "гражданской милиции" (выезды на стрельбы-шашлыки и учения, заседания, прочее).
У нас подобной системы не сложилось, ибо религия долгое время вымаривалась, личное оружие - запрещено, заклеймено и проклято, а живёт народ не в просторных пригородных домах, а в бараках, теплушках, сейчас - в бетонных клетях. 

каждый пребывает там, где ему

Аватар пользователя homutovsky

каждый пребывает там, где ему положено, грязные дворы идеальное место для тех, кто в них живет... непрятие мира в любом из его проявлений есть бегство и результат дезадаптации... конечно же, ролевые игры – явление сложное и неправильно было бы их рассматривать лишь с одной стороны, но эта сторона одна из ключевых

Зачастую приходится ходить

Аватар пользователя Владимир Калашников

Зачастую приходится ходить через эти дворы, приходится - никуда от этого не деться. Разве что, уйти во внутреннюю эмиграцию. Бегство? Скорей, самозащита.
Чистое "бегство" - это для меня когда человек "с жиру бесится". Таких, полагаю, среди ролевиков, от 15 до 25 процентов, если "на глазок".

Я категорически не согласен с

Аватар пользователя Владимир Калашников

Я категорически не согласен с трактовкой в духе "бегства".
В ней подразумевается: с человеком что-то не в порядке, коль испытывает "некомфортные ощущения в какой-либо части социума". Я, положим, испытываю некомфортные ощущения в присутствии людей необразованных, склонных к алкоголизму и насилию, с уголовным прошлым и чуждых мне по языку и культуре. Желание избежать всякого с ними соприкосновения - не есть "бегство". Я не обязан чувствовать себя уютно на улицах вокруг м. Проспект Мира, на задворках Курского вокзала, или в вечерних Кузьминках. Тут даже рассуждать нельзя в понятиях "адаптация-дезадаптация". Это девиация, которая в России с некоторых пор стала тлетворной нормой. Повсеместная, всё захватившая девиация.
Вообще, в "своей" части социума как раз по определению комфортно, а в чужую нет смысла соваться. Все беды оттого, что у нас данная "сословная" система порушена окончательно. В России социум не разделён на части. Государству всё равно, кто ты: профессор, или уголовник. И если в другой стране упомянутые персонажи не встретятся никогда, то здесь им приходится существовать бок о бок. 

из любой ситуации можно

Аватар пользователя homutovsky

из любой ситуации можно извлечь урок, в любом человеке можно увидеть учителя... и если такая ситуация возникает в твоей жизни – это урок, который ты учить не хочешь :)

По поводу женщин не поняла.

Аватар пользователя alisa
По поводу женщин не поняла. Для них психологическая причина в чем? )))

а для женщин – это нормально

Аватар пользователя homutovsky

а для женщин – это нормально – играть в ролевые игры... психологическая причина – здоровый интерес 

Женщина - тоже человек, не

Аватар пользователя Татьяна

Женщина - тоже человек, не отказывайте ей в общечеловеческих проблемах.

действительно ошибся... я

Аватар пользователя homutovsky

действительно ошибся... я имел в виду, конечно же, незамужних девушек :))))

Я думаю, что для ребенка

Аватар пользователя alisa
Я думаю, что для ребенка играть - это нормально, причем независимо от половой пренадлежности, а у взрослого человека уже другие задачи в жизни.

совершенно согласен...

Аватар пользователя homutovsky

совершенно согласен... причем, если взрослый человек решает эти задачи играючи – это замечательно, но если он играет в ущерб решению этих задач, то это самое настоящее бегство и инфантилизм

 "возводят быт не собственной

Аватар пользователя Владимир Калашников

"возводят быт не собственной этнической культуры, а чужой" - довольно спорно. С чего бы это - "чужой"? Древняя Русь была куда ближе к Европе, чем современная Россия. Гардарика - северное древнерусское государство - имело теснейшие связи с "викингами", вошло в скандинавские легенды. Тут у России много больше правоприемственности, чем с Византией. С рыцарством тоже всё увязывается. Так что...

Владимир, одно дело торговые,

Аватар пользователя Татьяна

Владимир, одно дело торговые, брачные, военные отношения, а другое - общий быт. Да, Ярицлейв (Ярослав Мудрый) упоминается в Старшей Эдде, что не значит, что этническая культура славян и скандинавов совпадает. Дух куртуазного рыцарства и вовсе чужд Древней Руси, т.к. в это время на нашей Родине было иго, а с этого момента развитие нашей страны и Европы пошло различными путями, так, наше Средневековье продлилось фактически до Нового Времени на Западе, а далее Петром Первым наш быт был искусственно подогнан под закономерный и естественный этап развития европейского общества. Но здесь речь будет идти уже о национальной, а не этнической культуре.
Приведу пример. Есть этнос чуваши, и они тесно связаны и с русским и с татарским этносом, так тесно, что их язык содержит слова из языка этих этносов, но а быт и вовсе зачастую совпадает. Но все равно существует чувашский этнос. Может Вас насторожило слово "чужой"? А какое слово Вам кажется корректней в оппозиции свой-чужой?

Я вас понимаю.Упоминается не

Аватар пользователя Владимир Калашников

Я вас понимаю.
Упоминается не только Ярицлейв, но и множество других "конунгов", речь часто заходит о Гардарике ("Сага о Хервёр"). То есть, Древняя Русь была "совсем рядом" от викингов. "Соседи по лестничной клетке", а не "по подъезду". Я не утверждаю, что этническая культура едина или хотя бы схожа. Нет, конечно же. Но она представляет собой частность, к которой ролевики в принципе обращаются редко. Их занимает та сфера, которую можно назвать скорее общеевропейской - оружие, доспехи, одежда. Перечисленные предметы разлетались по всей Европе благодаря товарообмену, взятию трофеев, дани. Нельзя сказать, что: вот дружины кривичей или лютичей были вооружены исключительно изделиями местных кузнецов и одеты в местной выработки ткани. То есть, если внешний вид и вооружение ролевиков не соответствуют дошедшим до нас описаниям древнерусского оружия, это ещё не значит, что происходит реконструкция чужой этнической культуры.

Чем Мономах не рыцарь?

Аватар пользователя Владимир Калашников

Чем Мономах не рыцарь? Государь-воин, справедливый судья, благотоворитель, исихаст. Крестовые походы, опять же. Рукописные поучения - задолго до того, как у западно-европейских вошло в моду писательство.

речь идет о куртуазном

Аватар пользователя homutovsky

речь идет о куртуазном рыцарстве, это совсем другое... :)

Да, однако дискуссия началась

Аватар пользователя Владимир Калашников

Да, однако дискуссия началась с ролевиков, которые изображают самых обычных рыцарей, т.к. играть на виеле и напевать песенки на окситанском наречии слишком сложно.

Куртуазного у нас, положим, не было, а обычное - вполне.

Надо подумать, найти точное

Аватар пользователя Владимир Калашников

Надо подумать, найти точное слово.

"Чужой" быт это ордынский, алтайский, чукотский, японский, турецкий, арабский. Заметьте, ролевик, принявший образ самурая или янычара - редчайшая экзотика. Людям это не интересно. Ролевики сплошь в общеевропейском дискурсе, который нам как раз "свой".

Думаю, рядились бы в гоплитов и легионеров, но климат наш не позволяет.

Думаю, в выборе реконструкции

Аватар пользователя Татьяна

Думаю, в выборе реконструкции именно европейского рыцарства существенную роль имеет литература жанра фэнтези. Назовем это "фолк-романтизм" (в отличие от романтизма и неоромантизма, когда интерес был направлен на презираемое в эпоху Просвещение Средневековье, как оппозиция догмату разума). Толкиен писал про Англию, а остальная литература надстраивалась на этом базисе, в том числе и русскоязычная о славянах. Точно так же в жанре аниме неяпонские авторы любят использовать сюжеты о ниндзя и восточных единоборствах.

 Кроме того, попытки

Аватар пользователя Владимир Калашников

Кроме того, попытки воссоздания действительно этнического быта затруднены равно как малым количеством тематических исследований в сравнении с переводными, так и незамедлительно последующим вниманием со стороны властей. 

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.