Легитимность современного непрофессионального творчества

В музейной среде большое значение имеет художественная ценность предмета, если произведениям далекой старины «повезло», т.е. они выступают не как вещь, наделенная художественной ценностью, а как вещь, наделенная исторической, семантической и т.п. ценностью, и лучше всего, если она представлена в немногих еще не утерянных образцах, то они так же попадают в музейный фонд Российской Федерации. Современные же произведения декоративно-прикладного искусства для вовлечения в музейную среду должны обладать критерием «произведения искусства». Таким образом, сюда не включается остальное декоративное искусство, то, что является хобби и ремеслом. К традиционной народной вещной культуре чаще всего относят обширную продукцию, для создания которой используются традиции крестьянских кустарей, живших в прошедшие века. Однако говорить о подлинной причастности такой продукции к традиционной культуре не приходится, понятие «современное народное творчество» включает в себя пласты еще и массовой и элитарной культур. Можно различить несколько видов народного творчества. Первый связан с домашним ремеслом и рукоделием, направленным на выполнение хозяйственно-бытовых и обрядово-ритуальных нужд, такое творчество является продолжением «классических» форм деятельности в рамках традиционной культуры, оно имеет ярко выраженную этническую окраску, а его представители получают навыки чаще всего в процессе воспитания или самостоятельно осваивают его, его признаком является «семейность».

В народное творчество входит и промысловое коллективное творчество(1), куда входит как ремесленная, так и фабрично-заводская продукция.

Также в этот список включено авторское профессиональное творчество имеющее мотивы традиционного.

Следующий вид народного творчества – это любительское непрофессиональное и неинституционализированное творчество, оно может быть как традиционным, так и массовым, принявшим обличие традиционного(2), при этом, даже санкционированное творчество может обрести фольклорные черты(3). Таким образом, не ясно, к какому типу культуры (массовому, элитарному или народному) относится любительское искусство. На примере популярной сегодня техники под названием «пэчворк» хотелось бы проиллюстрировать разноплановость любительского искусства. Существует множество курсов и видеоуроков с обучением техники лоскутного шитья, эти формы можно отнести к студийному творчеству. Студийное творчество – форма массовой культуры. Но пэчворк зачастую существует как явление стихийное, и каждый мастер создает вещи согласно собственной картине мира. В сети пэчворк-сообщества существуют, по фольклорному принципу, здесь имеются коллективные обсуждения и отбор из всего нового самых эстетичных тенденций, так же как и в традиционной культуре в процессе многовековой шлифовки оставалось лишь самое сокровенное, придумываются проекты, а многие панно и коллекции создаются коллективно. Или другой пример, мастер Татьяна Сюсина придумала свою оригинальную текстильную куклу, и у нее есть ученики, значит уже можно сказать – «эта вещь – школа Сюсиной», что звучит так же, как «это каргапольская игрушка», но здесь классификация происходит не по топографическому, а по личностному фактору.

Далее можно выделить студийное движение, где любители работают и обучаются под руководством опытных и профессиональных художников. При этом представляется разным характер бытования кружков, студий, клубов по интересам и домов ремесел направленных на работу с детьми и на работу со взрослыми. Работа с детьми прежде всего преследует педагогические цели, тогда как работу со взрослыми часто называют досуговой формой массовой культуры. На первый взгляд организованное сверху художественное любительское движение действительно является формой массовой культуры, оно теснит повседневный фольклор, внедряет в него иные нередко не свойственные ему художественные принципы, репертуар, исполнителей, инструментарий. Однако это движение встречает повсеместный отклик в виде фольклористического движения собственного творчества, и этот фольклор уже нельзя однозначно причислить к массовой культуре. Так же стоит отметить, что и в среде самодеятельности, где существует собственная субкультура, имеется свой фольклор, однако, он не является продолжением развития крестьянской традиционной культуры, и по отношению, к примеру, к танцу «кадриль» можно говорить о его «второй жизни» в новых сценических условиях. Любительское искусство обладает не групповым, а индивидуальным фольклором(4), который питается общественными архетипами, а оттого он зачастую является явлением промежуточным между традиционным и массовым искусством.

Мастера, работающие в технике народного или современного традиционного искусства, часто выставляют свои изделия на продажу, и этот аспект является предметом споров, так как в представлении многих исследователей «настоящий» кустарь живущий в крестьянском быту(5) создает изделия, не выделяющиеся из его быта и являющиеся продуктами этой среды. Мастер, ведомый массовым вкусом начинает изготавливать вещи «а’ля рюс» (или представляющий стереотипы других этносов, местностей). Эти изделия в глазах ценителей нередко получают негативную оценку как «ширпотреб», но не только массовая культура способна принимать обличие традиционной (сувенирные матрешки массово произведенные в Китае), народный мастер также может создать высокохудожественный сувенир – этому художнику не поступал заказ, он сам создает вещи и продает их так же, как кустари XIX века, но их-то произведения считаются народным творчеством. Кустарь, живший два столетия назад и современный мастер все же различны. Их различие определяет потребитель, ему уже не важна прикладная сторона изделия, повышается эстетическая роль культурных объектов, оттого меняются эталоны и критерии покупателя этих предметов, тогда как изделия старых кустарей пользовались спросом в качестве предметов первой необходимости.

В заключении можно сказать, что принадлежность к массовой или традиционной культуре любительского искусства зависит от конкретных обстоятельств, а термин этот введен в противопоставление профессиональному творчеству.

_________________________________

  1. Оно направлено на решение общих художественных и производственных задач творческой группы мастеров, работающих в однородной стилистике и общих технологических принципах изготовления изделий.
  2. Вышивка – это вид традиционного творчества, но вышивка крестиком по готовым схемам даже традиционных народных орнаментов является фактом массовой культуры.
  3. Всевозможные техники состаривания мебели, представленные в Интернете и периодических изданиях обросли множеством «народных» вариантов.
  4. Фольклор – специфический язык традиционной культуры. Н.Г. Михайлова
  5. Снова камнем преткновения является представление о крестьянской сущности традиционного искусства.

Комментарии

нередко бывает так, что

Аватар пользователя homutovsky

нередко бывает так, что историческая или семантическая ценность выше художественной ценности произведения искусства, и они "продают" его даже лучше, чем подлинное художественное достоинство... и, думаю, что это закономерно... человек – существо сложное и система его оценок также штука непростая

 Интересные размышления. Это,

Аватар пользователя Владимир Калашников

 Интересные размышления.

Это, случаем, не кусочек из диссертации?

Здравствуйте, Владимир, Вы

Аватар пользователя Татьяна

Здравствуйте, Владимир, это не совсем так, статья была написана в рамках диссертации, но в нее вряд ли войдет.

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.