Эволюция функций мифа.

Как зародился миф? Не будем отвечать на этот вопрос, так как однозначного ответа наука не предлагает. Изложение же начнем с бесклассовых архаических обществ. Это время характеризуется синкретичностью культуры, все здесь нерасчленимо: обряды, творческая деятельность, ритуал и миф.

Мифология дала толчок появлению религии, которая представляла собой сплав из тотемизма, фетишизма, эманизма, анимизма и многих других, и все они были пронизаны магией. Мифология также наравне с изобразительным и прикладным искусством, музыкой, пантомимой, танцем, устным творчеством составляла искусство. Опыт, накапливаемый эмпирическим путем, включал в себя сведения о циклических изменениях в природе, которые воплощались в календаре и картах звездного неба; системе праздников и ритуалов; наблюдениях за повадками животных и свойствами растений. Все это составило систему представлений, сложившаяся картина мира осмысливалась исключительно мифологически. Сюда вошли представления об иных племенах, включенных в иные системы взаимосвязи с Космосом и вращающихся в кругу собственных с ним отношений, о причинах возникновения всего сущего – мира и человека в нем. Человек в выстраивании тактики и стратегии своей жизни опирался на формы упорядочивания мира и способы его пространственно-временной и социальной организации. Время здесь было цикличным – жизнь архаического человека жестко связана с природными ритмами. Те или иные формы деятельности выбирались исходя из первособытия, стереотипа освященного прецедентом в мифе и более не менялись. Неолитическая революция влечет за собой появление этносов, и здесь миф сыграл ключевую роль создав предпосылки для появления представлений об общности, что стало основой для чувства братства внутри этноса. Родоплеменные и межплеменные общности обладали не только единым языком, обычаями, нравами, художественными формами и стилями, но и мифологическими представлениями.

На этом историческом этапе миф, ритуал и фольклорный текст теряют взаимную связь, не образуя более синкретического единства, а разрозненные элементы обряда начинают функционировать вне ритуала. Появление первых мировых религий совпало с разделением общества на классы и с появлением ранних городских цивилизаций. Библейская мифология полностью порвала связь с природными мифологиями создав отвлеченные монотеистические представления, она является своего рода демифологизацией, если говорить о мифах древности. Но Библия является плацдармом для зарождения новой мифологии. Поскольку далее речь будет идти о европейской цивилизации, то важной доминантой в развитии средневековой традиционной культуры является христианство. На начальных этапах оно не могло вытеснить языческое сознание, и этим двум системам мирообъяснения приходилось сосуществовать. На компромисс приходилось идти, так как крестьянин продолжал ориентироваться на аграрную мифологию, знания которой выступали гарантом его существования. Так появилось народное христианство. Городская культура же утрачивала сакральное мифологическое содержание. Конечно же, и городское пространство порождало собственное мифотворчество, но так как данная статья не претендует на полноту освящения данного вопроса, содержание мифологии данного периода опустится.

Эпоха Просвещения характеризуется догматом разума, оно имеет собственные мифы, но говорить о единой мифологии в это время не приходится. Тоталитарное общество породило свой миф, политический миф с древним имеет много общего. Раннее время – дореволюционный Хаос, было побеждено в борьбе – революции, где новые боги свергли старых. Новые боги упорядочили мир, дали людям священную книгу, свое священное знание, которое невозможно постичь до конца - собрания сочинений классиков марксизма-ленинизма, которые стояли на видном месте в каждой библиотеке. Они заботятся о людях и им надо доверять без вопросов. Для построения нового мира необходимы жертвы, желательно добровольные, оттого существует поверие, что чтобы стройка ГЭС завершилась успешно, нужна жертва (она была либо случайной, либо добровольной, вроде истории о перекрытии течи собственным телом). Е.М. Мелетинский говорит о «… явном превращении коммунистического атеизма в религию наизнанку, компартии – в церковь, оппозиции – в еретические секты, и т. д.»(1) «…марксизм недостаточно было просто знать, в него нужно было верить. Нельзя было и разувериться в марксизме: это автоматически исключало человека из круга «своих» и выталкивало его в реальное небытие или в небытие символическое, т.е. в эмиграцию»(2). Провинившиеся изгоняются из общества – в ГУЛАГ либо в Тартар – в эмиграцию. Мир порядка плавает в океане Хаоса, враждебного ему (капиталистический мир окружает социалистический), а существа в нем уродливы и по моральным нормам намного «ниже» человека в мире порядка (здесь можно вспомнить образы «буржуя» в карикатурах или представления о «гнилом капиталистическом обществе»), оттого они достойны презрения и даже уничтожения (в качастве нелюдей на протяжении ХХ в. могли выступать в разных ситуациях капиталисты, коммунисты, евреи, немцы, русские, славяне и т.д.). Враждебные силы пытаются совратить людей – граждан.

Умерший бог – Ленин – бессмертен. Культурный герой – Ленин – не умирает, он воплощается в каждом из политических вождей, что символически передается стоянием оных на мавзолее во время парадов. Время снова становится циклическим, где существует ежегодная потребность воспроизводить революционные праздники, партийные съезды, питаемые революционномагической энергией «раннего» времени. Тоталитарное общество воспроизводит патриархально-семейную структуру, и вождь часто рассматривается как отец народа (Сталина, в частности, называли «отец народов», Ленина – «дедушкой Лениным»). То, что не покрывалось тоталитарной мифологией (например, ГУЛАГ) как бы не существовало для официальной культуры. Наделение объекта именем означает признание его существования – отсюда повсеместные переименовывания.

Однако древний и политический миф не могут быть явлениями одного порядка, их отделяют века истории, память о которых невозможно стереть. Политическая мифология была призвана управлять коллективным сознанием и поведением человеческих масс, оттого перед ней не стояла задача, в отличие от первобытного мифа, отражать реальность и стремится ее объяснить. Нельзя говорить о существовании мифа лишь в СССР или в Рейхе, в США также существовали идеологические мифы о «красной заразе» и «коммунистической угрозе». Там до сих пор существует свой пантеон президентов. Не смотря на наличие политической мифологии, СССР все же являлся в ХХ веке последним столпом века Просвещения.

Процесс демифилогизации в результате развития философии и науки не мог достигнуть своего завершения, т.к. миф обладает «вечной» гармонизирующей ценностью. Мифологизация в качестве своей функции приобретения основы бытия утратила свою актуальность в эпоху Просвещения. Но человечеству необходим мир идеального, сакрального, оттого продолжают существовать фольклорно-мифические формы культуры. Современность характеризуется общей дерационализацией культуры. Дерационализация отражается на мышлении, человек теперь предпочитает действовать эмоционально, а не интеллектуально, логическое мышление сменяется эмоционально-мифологическим, человек пытается найти смыслы своего бытия не в современной ему культуре, а в тех ее формах, которые совсем недавно причислялись к музейным реликтам. Проект Просвещение уступил свое место даже в науке с приходом квантовой физики с ее корпускулярно-волновым дуализмом, где ученым приходится опираться скорее на интуицию, это неклассифицированное знание. Разочарование в науке, не способной занять место религии (дать ответы на все вопросы, указать на то, как надо жить, дать обещание лучшей жизни) породило «постметафизическое мышление»(3).

Общество также мифологизируется, происходит архаизация сознания, синтез рациональности, науки и мистицизма, и уже на научных конференциях на полном серьезе и не как способ познания общества, а в его прямом функциональном назначении рассматривается мистическое и волшебное. «В августе 2005 г. в Стамбуле на базе Университета Йедитепе (Yeditepe) состоялся Всемирный конгресс «Основные вызовы здоровью человека в 3-м тысячелетии». В числе 37 вопросов, вынесенных на обсуждение ученых, под пунктом 24 рассматривался вопрос «Местные традиции лечения людей и практика шаманизма»(4). Даже в теоретическом сознании существует мифологическое под видом гносеологического мифа, что выступает в качестве философско-методологического приема. Сегодня уже в университетской среде рационального можно уже наблюдать как само собой разумеющееся мистическое: «Часто с лекциями о шаманизме в зарубежных университетах выступает доктор исторических наук и практикующий шаман (!) в одном лице Монгуш Кенин-Лопсан» (4).

Миф актуален в ситуациях глобализационных изменений, которые лишают рациональности прежнюю картину мира, технологический прорыв повлек за собой нужду в «Символической Вселенной» (Э.Кассирер). Неудовлетворение эпохой Просвещения повлекло за собой прорывы архаического коллективного бессознательного. Интернет уничтожил стереотипы элитарной культуры. Рациональное мышление оказалось не в состоянии объяснить все парадоксы теории относительности и квантовой физики, оттого для него наступил кризис, и произошла актуализация мифа и воскрешение космомифической религиозности. «В целях сохранения мира, оказавшегося на грани катастрофы, представители постмодерна стремятся к упорядочению и стабилизации современного знания посредством реконструкции сознания архаического» (3).

Современная мифология включает в себя жанры, которые помогают современному человеку опредметить коллективные фобии, чаяния, надежды, ожидания, а также помогает изжить их через пародирование. Массовая культура наиболее ярко реализует современную мифологию. И сегодня в обыденном сознании актуальны истории про НЛО, призраков, Бермудский Треугольник, йети, битву экстрасенсов, репортажи по центральному каналу про чупокабру и т.п. Представляется чрезвычайно важным, что разнообразные архаические знаки-мифологемы с многозначной семантикой активно функционируют в рамках современной рок-культуры, преобразуя эпизоды описания единичной смерти в картину постоянного обновления и бесконечности жизненных циклов. Условием воспроизводства изначального состояния мира является постоянное возвращение к первоначальному акту творения и «архетипическим» действиям первопредков – то есть, выход за пределы временного потока в мифическое, сакральное время.

А.Л. Топорков выделил следующие черты современной мифологии: одновременное существование множества мифов и мифологий, с различным периодом жизни; дисперсия мифов на различные субкультуры; различный источник происхождения мифов. В настоящее время продолжают существовать искусственно созданные политические и общественные мифы. Топографический миф становится признаком избранности места, если он отсутствует, его сочиняют, так мэрия города Похвистнево Самарской области решила сделать вышивку бисером народным местным промыслом, и идея эта зиждется не на краеведческих данных, а на основе понравившейся гастрольной выставки (5). Этноцентризм также заполнен мифологическим содержанием.

Демократическая система, являющаяся флагом современности должна противостоять традиционным ценностям и мифологической картине мира в том числе, но под маской активно насаждаемой по всему миру демократии зачастую кроется миф о демократических и гуманистических ценностях. На примере России можно увидеть, что последняя революция и десятилетие становления нового режима (как следствие – крайняя дезориентация в пространстве, неуверенность в завтрашнем дне) воскресила в сознании граждан наиболее архаичные пласты именно традиционной культуры, финансовые пирамиды являются примером современного мифотворчества. Эти процессы приняли религиозно-церковные формы (надо отметить быстроту отказа от прежних социалистических идеалов), но по сути своей они являются мифологическими – широкое распространение получили всевозможные верования от близких к первобытности до окрашенных технической мистикой иррациональных вер, «…суеверий и мифов (колдуны, привидения, инопланетяне, снежные люди, могучие экстрасенсы — даже Христос представляется одним из них, мистическое знание всех наук в «Ригведе», мистическая информация в структуре египетских пирамид, ожившие старинные легенды, астрология, и т. д., и т. п.)» (1).

На примере неошаманизма можно увидеть отличие отношения к мифу в архаических и современных мифах, а именно: из современного мифа ушла сакральность, «…у современных тувинцев не наблюдается тотальной зависимости от шаманов, как это было у их предков… К шаманам часто обращаются не столько как к духовным вождям народа…, сколько за исцелением, гаданием, в качестве клиента» (4). Способность к шаманизму (как и к любой другой магии) больше не воспринимается как избранничество духов, а как знание, к которому может приобщиться любой, умение, не требующее от новообращенного никаких жертв и не имеющее никаких жестких табу.

Современное российское общество характеризуется тотальным недоверием, однако недоверчивость, царящая в обществе, лишена критичности, оттого люди охотно верят во всевозможные слухи от внебрачных детей президента до приближающегося Конца Света. В отличие от компактной и монолитной тоталитарной мифологии современная переходная мифология характеризуется аморфностью, распыленностью, полицентризмом и неустойчивостью. Сегодняшнюю ситуацию можно назвать эпохой «новой», «внеисповедной» или «внеконфессиональной» религиозности, «эзотерической культуры», «новым средневековьем» (Н.А. Бердяев, У.Эко), «неоархаикой» (А. Чучин-Русов).

_____________________________________

  1. Мелетинский Е.М. Миф и двадцатый век.
  2. Топорков А.Л. Мифы и мифология ХХ века: традиция и современное восприятие.
  3. Костина А.В. Национальная культура, этническая культура, массовая культура: «Баланс интересов» в современном обществе.
  4. Монгуш М.В. Традиционная тувинская культура в прошлом и настоящем.
  5. Метальникова В.В. Формы традиционной культуры и современное декоративно-прикладное творчество в сети Интернет (информационный аспект).

Комментарии

А какая мифология приходит

Аватар пользователя alisa
А какая мифология приходит обычно на смену переходной?

новая) в определенный момент

Аватар пользователя Татьяна

новая)
в определенный момент времени вместе с архаической, первобытной мифологией стала существовать мифология аграрная и постепенно архаическая мифология ушла в периферию, как пишет Пропп старые боги, например боги леса получили резко негативный статус, выразившийся во внешних уродствах, в какой-то мере высмеянный - так получился персонаж Баба Яга из бывшей богини леса (но этот персонаж неоднозначен, не берите эту трактовку как единственно верную). Далее с приходом мировых религий появилась новая мифология, теперь и аграрная ушла в периферию, там синтезируясь в причудливые формы, такие как народное православие. С появлением элитарной культуры (здесь мы уже классифицируем культуру не по типу хозяйствования, а по типу продуцируемой личности)"коллективное бессознательное" также обогатилось новыми мифами. Далее появилась культура массовая давая свою мифологию. Информационный век (опять возвращаемся к классификации по производственному принципу) также способствовал появлению новой мифологии. Остановимся пока на эпохе Постмодерн, характеризующейся актуализацией всех типов мифологий. Важно также помнить, что никакой феномен культуры (это касается и мифа, архаического, аграрного) с приходом новых реалий не исчезает, он продолжает существовать, по-своему развиваться, уступая центральные позиции новому, причем новое возникает и развивается вначале в периферии.

По поводу возникновения и

Аватар пользователя alisa
По поводу возникновения и развития нового в переферии не поняла. Возникновение - это же и есть создание, разве тоталитарный миф создается в переферии? На счет развития согласна.

Создается отдельными

Аватар пользователя Татьяна

Создается отдельными личностями лишь миф элитарный и массовый. Миф традиционный творца не имеет, точнее его творец - коллективная личность. Созданный же миф зачастую переходит в традиционную плоскость, например, миф, что Советская власть является героем-освободителем от векового гнета, слился в народном сознании с процессом электрофикации населения, появлением радио и т.п., в народном сознании Советская власть действительно обрела значения "Прометея". Нацистская мифология зародилась в оккультном подполье, идеи о великанах ждущих в недрах Земли совершенно не имели широкого хождения ни в Германии, ни где-либо еще.

Из статьи следует, что миф –

Аватар пользователя homutovsky

Из статьи следует, что миф – есть некое культурное психологически необходимое явление, от которого, к сожалению, никуда не деться. Но плохо ли то, что существуют мифы? Человек – сложное существо. И, конечно, ему необходимо полноценное мировосприятие. Сознательное осмысление действительности не дает ему полной картины мира. Помимо логического есть еще ассоциативно-образное постижение мира и трансцендентное (инсайт, озарение…). В мифе человек в иносказательной форме постигает то, чего ему не может дать наука. Другое дело, что в духе архаических сакральных мифов создаются симулякры и эрзацы. Я бы все же разделил мифы по их качеству на истинные, проверенные временем и заведомо искусственные, действительно вредные. Миф, как понятие не должно быть однобоким и ругательным.

Статья не преследовала целью

Аватар пользователя Татьяна

Статья не преследовала целью дать оценку мифа. Миф традиционной культуры и миф массовый разные по содержанию. Так же существует и миф элитарной культуры - миф Кафки, своего рода антимиф, где герой не побеждает в борьбе. Миф Стругацких и т.п. С одной стороны продолжает существовать традиционный миф (старые реалии никуда не исчезают), с другой стороны появляется новый. Даже если миф искусственно создан, в него верят люди с той же непосредственностью, что и тысячелетия назад. Людям не нужно искать объяснений ежедневному уходу с горизонта солнца - формы существования мифа зарождаются и, потеряв актуальность, умирают, но функции их неизменны, оттого здесь не введены такие понятия как "постмиф", что означало бы смерть старых функций мифа.

я понял, спасибо за ответ!

Аватар пользователя homutovsky

я понял, спасибо за ответ!

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.