3 способа убежать от реальности

Отрешенный взгляд устремленный в светлое будущее – это модернистская установка с его идеалом прогресса. СССР как последнее государство несущее идеалы эпохи Просвещение вместе со своим крахом закрыл эту страницу истории (хотя не стоит забывать, что с появлением новых старые социокультурные реалии не отмирают, а продолжают сосуществовать с новыми). Сегодняшний взгляд устремлен в прошлое. Прошлое (что характерно для подобной установки) идеализуется, представляясь утраченным Эдемом. Современность для человека является крайне стрессовым пространством: огромный поток информации, которую чисто физически не возможно усвоить; постоянно набирающий темпы технический прогресс; дифференциация науки, которая ставит больше вопросов, чем ответов; дискредитация мировых религий; процессы унификации; социальная дестагнация и т.д. Современная массовая культура взяла на себя часть адаптирующих функций традиционной культуры, но, видимо, этого недостаточно. Ниже будет представлено 3 способа убежать от реальности посредством реконструкции неактуальных форм традиционной культуры.

Способ первый: дауншифтинг. Дауншифтинг – развитие философии Льва Толстого – уезд из промышленно развитого мегаполиса ради жизни в традиционных условиях. Реконструкции доиндустриальной традиционной культуры в рамках этого движения зачастую отводится вся или существенная часть жизни, как это присутствует в северных странах, где возникла тенденция ухода горожанина в тундру (надо иметь в виду, что этот горожанин давно оторван от традиционных корней, и несколько поколений его предков уже жили в городе) с целью воссоздания быта кочевников-оленеводов. Целью данного ухода не является коммерческая выгода в виде привлечения туристов. Подобный горожанин имеет высшее образование и каждодневный выход в Интернет, проводит денежные операции через виртуальные банки и т.п., таким образом, он принадлежит к информационному обществу, несмотря на то, что выбрал жизнь, подобную жизни в доиндустриальном типе общества.

Способ второй: привить деревенский фольклор на городскую почву. Реконструкция также бывает и не на месте экоэтносистемы, такая реконструкция включает в себя синтез крестьянского фольклора, образа жизни с урбанизированной средой: «Многие из них стараются жить в соответствии с крестьянским и христианским календарем: отмечают традиционные праздники … устраиваются девичники, поются величальные песни жениху и невесте… и другие, приуроченные к свадьбе песни. Своим маленьким детям они поют колыбельные, учат их простым песенкам, хороводам, играм и т. д. В разных городах страны … в среде любителей народной культуры постепенно распространяются формы проведения досуга молодежи, близкие к традиционной … на которых исполняются лишь народные песни, старинные игры и пляски» (1).

Способ третий: сектанство. Если до этого речь шла о довольно безлопастной реконструкции форм традиционной культуры, то далее речь пойдет о попытках вернуть архаический социокультурный ландшафт в быт, такие явления предстают в виде сектантства. Такие секты как «Сибирские берендеи», а также аналогичные (например, «Лукоморье») ратуют за уход в «чистое» доиндустриальное состояние, создают поселки, находящиеся на полном самообеспечении, прерывают контакты с внешним миром, не отдают своих детей в школы. Существуют секты, которые пытаются реконструировать религию дохристианской Руси – неоязычники - однако о религии как таковой в этот период говорить не приходится, было лишь множество верований, и достоверного источника, подобного иудейских Священных Писаний не имеется, оттого реконструкция здесь производится по историко-этнографическим, филологическим, археологическим и мистическим трудам Б. Рыбакова, Л. Гумилева, Н. и Е. Рерихов, Е. Блаватской, а также основывается на текстах Ригведы и Авесты. Такое положение открывает путь для всевозможных спекуляций, профанаций и мистификаций: «…варяги были вовсе не скандинавами, а особой разновидностью «русов»… никакого татаро-монгольского ига на самом деле не было, а Ярослав Мудрый, Иван Калита и хан Батый – одно и то же лицо…различные измышления о северной прародине человечества…после затопления Арктиды арии-«русы» двинулись на юг и создали все известные цивилизации, включая Древний Египет, Шумер и Грецию … русские являются прямыми потомками народа Гипербореи, легендарной северной страны, упоминаемой в античных источниках… древнерусский язык является самым древним в мире, именно он послужил матрицей для других языков…»(2), «…Асов утверждает, что в …. переводе «Влесовой книги» ему удалось восстановить древнерусскую мифологию ….которые стали матрицей для индийских Вед, зороастрийской Авесты, а также религий других индоевропейских народов»(2).

Не возможно восстановить культуру дохристианской Руси и резко забыть все последующие годы, оттого то явление которое наблюдается сегодня и называется «неоязычеством», оно (не являясь архаическим язычеством) как явление новое находится в стадии становления, и традиции, которые могли бы дисциплинировать мифотворчество, просто отсутствуют. Многие из лидеров этих сект признают невозможность дословной реконструкции языческих культов, поэтому они говорят о «творческих реконструкциях» языческого культа. Неоязычество тесно связано с экологическими и историческими движениями. Они реконструируют и возрождают традиционные лекарские секреты и методики. Секты бывают радикального крайне правого толка, воинствующего экологического толка, православными, старообрядческими, всевозможного рода протестантскими и мусульманскими, либо в виде набирающего сегодня оборот неоязычества.

Не смотря на все свои различия, они имеют общие принципы фальсификации, вот один из примеров: Александр Хиневич (неоязычник) утверждает, что почерпнул свое учение с пластинок неизвестного металла, не подлежащего коррозии, что отсылает нас к подобному «откровению» Иосифа Смита, основателя секты мормонов. Секты появились в России в 80-е годы ХХ века, причинами их возникновения стали «…желание ухода от традиционного идеологического догматизма (коммунистического или православного), исследования и возрождения культурного наследия предков, поиск новых путей духовного развития, увлечение мистицизмом и магией» (3).

Человек – животное, создающее символы (Э.Кассирер), существо играющее (И. Хейзенга). Все сферы его деятельности регламентированы правилами, как в случае с игрой. Политика, семейные отношения, профессиональные сообщества – все имеет свои правила, нарушать которые недопустимо, нарушивший установленные правила исключается из этой игры, из социума. Явления, обозначаемые выше как «побег от реальности», являются сознательным отказом от игры по установленным правилам, но порочный круг не всегда прерывается, в случае с сектантством человек попадает под действия еще более жестко регламентированных правил.

____________________________________

  1. Гавриляченко Е.Э. Современные формы традиционной музыкальной народной культуры (село и город).
  2. Аексеев В. Русское неоязычество.
  3. Гайдуков А. В. Неоязычество.

Комментарии

как писал уже в комментариях

Аватар пользователя homutovsky

как писал уже в комментариях к предыдущей статье, ролевые игры также могут быть средством побега от реальности... и их можно включить в этот список с неменьшим основанием, чем сектантство ли дауншифтинг... неменьшим, поскольку то же "сектантство" для кото-то может быть совершенно искренним и осознанным поиском истины, а "дауншифтинг" – настоящей любовью к природе... примером тому тот же Лев Толстой... не важно, что у него не было интернета, в те времена уже хватало и своих плодов цивилизации... ролевые игры являются не меньше играми, чем перечисленные способы побега от реальности и в них также реконструируются неактуальные формы традиционной культуры... 

Очень приятно уже во второй

Аватар пользователя Владимир Калашников

Очень приятно уже во второй раз встречать цитаты Йохана Хейзинга.

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.