Вадим Репин: «Каждый раз мы стремимся удивлять наших слушателей»
Юбилейная программа Х Транссибирского арт-фестиваля-2023 впечатляет необычайно разнообразными и в то же время изысканными композициями. Чарующие звуки скрипки А. Страдивари и арфы, роскошный вокал, великолепная музыка Рахманинова, красивейшие симфонические и камерные произведения создавали весенне-лучезарное настроение.
Круглая дата существования фестиваля в нынешним году совпала с несколькими знаменательными событиями. Первого апреля весь мир отмечал 150 лет со дня рождения С. Рахманинова. 2023 год объявлен в России годом Рахманинова, и, конечно, на фестивале исполняются его произведения. На открывающем концерте со сцены прозвучали Рапсодия на тему Паганини, в которой солировал В. Руденко, а также пленительное скрипичное соло из "Кармен-Фантазии" Бизе-Ваксмана в исполнении В. Репина.
В юбилей композитора Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением Димитриса Ботиниса исполнил Третий фортепианный концерт русского классика, а также его последнее, монументальное оркестровое сочинение – Симфонические танцы.
А. Кандинский отмечал, что Третий концерт – это подлинная симфония для фортепиано с оркестром, требующая высочайшей виртуозности солиста. Фортепианную партию блестяще исполнил К. Лифшиц.
Еще одной значительной датой стало 130-летие Новосибирска. В честь этого юбилея Новосибирский филармонический камерный оркестр, В. Репин, К. Лифшиц и В. Джиоева представили восхитительно мелодичные и нежные шедевры композиторов трех столетий. За дирижерским пультом стоял сам Вадим Репин.
«За сто с небольшим лет Новосибирск с умопомрачительной скоростью вырос от небольшого поселка на берегу Оби до третьего по размерам города в стране со своим знаменитым на весь мир Академгородком, оперным театром, прекрасным симфоническим оркестром, самой восточной в России консерваторией, – говорит музыкант. – И конечно, наш фестиваль не мог остаться в стороне от этого юбилея, ведь Новосибирск – навсегда мой родной город, и здесь сердце фестиваля!»
Замечательное сочинение современного новосибирского композитора Ю. Ащепкова «Забытая скрипка», посвященное знаменитому виртуозу Ф. Крейслеру, впервые прозвучало в исполнении Репина и камерного оркестра в сентябре 2022 года в Московской филармонии на концерте в ознаменование 85-летия Новосибирской области.
“Тогда же я впервые решился выйти на сцену с дирижерской палочкой, – поделился скрипач, – Наш оркестр оказал мне всемерную поддержку. Мне этот опыт очень понравился, и я решил повторить его в Новосибирске».
В декабре 2022 года отмечалось 200-летие Сезара Франка. В честь этого события на фестивале прозвучали вдохновенная и строгая скрипичная соната в переложении для виолончели и фортепиано и фортепианный квинтет – пожалуй, самое экспрессивное, динамически контрастное сочинение композитора. Партию виолончели исполнял А. Князев, фортепиано – В. Руденко.
В тот же вечер в центре внимания оказался изумительный струнный инструмент – арфа. Вадим Репин и молодая виртуознейшая солистка Александра Тихонова пленили слушателей невероятно красивой музыкой другого французского композитора и современника Франка К. Сен-Санса – Фантазией для скрипки и арфы. Репин признался, что давно мечтал сыграть это удивительное произведение.
Златоцветные струны арфы публика услышала также в струнном квинтете современного итальянского композитора Дж. Менотти.
Две премьеры собирают полный зал
Специально для фестиваля Репина и лично для маэстро современные композиторы пишут музыку. На сценах звучат скрипичные концерты: российская премьера Полада Бюльбюль оглы и мировая премьера М. Плетнева.
Вадим Репин рассказал историю создания произведения: “Мы дружим с Бюльбюль оглы много лет. К своему юбилею он написал мелодию, посвятив ее мне. Через некоторое время из этого небольшого произведения Бюльбюль создал скрипичный концерт: дописал первую часть и придумал третью. Я восхищен его талантом. Исполняя концерт в Баку, я испытывал большую радость от прекрасной, искренней и правдивой музыки, что называется “от сердца к сердцу”.
В качестве дирижера выступал С. Скрипка, благодаря которому публика прониклась восточным колоритом и услышала искрящееся и одновременно тревожное звучание первой части. В средней части зал окутывала лиричная мелодия, а в последней улавливались танцевальные мотивы.
Симфонический оркестр предстает в симбиозе с театром и джазом
В исполнении Е. Миронова и Новосибирского государственного академического оркестра под руководством Ю. Башмета прошел показ симфонического спектакля под музыку Шостаковича, написанную по мотивам незабвенной пьесы Шекспира «Гамлет». В постановке режиссера М. Брусникиной драматургическое слово соединено с музыкой из спектакля, поставленного в театре Вахтангова в 1932 г. и из фильма 1967 г.
Потрясающая игра Евгения Миронова задела самые глубокие душевные струны слушателей мгновенным перевоплощением, бесподобной передачей образов каждого персонажа – мимикой, жестами, интонациями и даже дикцией.
Размышляя о спектакле, он сказал: «В концертном варианте невозможно прочитать или сыграть всю пьесу, и тогда, если я что-то не договариваю, за меня договаривает музыка, и наоборот. Для меня, как артиста, стоит непростая задача: войти на некоторое время в образ персонажа, тут же выйти и войти в другой, одновременно находясь в партнерстве с гениальной музыкой Шостаковича».
Пианист и дирижер Иван Рудин вместе с Московским государственным симфоническим оркестром исполнили чудесную музыку Глинки, Чайковского, Вивальди, Дворжака, Римского-Корсакова, Лядова, Россини и Брамса, которая сопровождала чтение бессмертной пушкинской поэмы «Руслан и Людмила».
Зажигательные джазовые мелодии, виртуозное исполнение и свобода импровизации совершенно захватили внимание зрителей и отлично сгенерировали праздничное настроение. Джаз с симфоническим оркестром не часто исполняется. Такая музыка очень красива, интересна, забавна и выразительна. На сцене творили Е. Мечетина и В. Эйленкриг вместе с Новосибирским академическим симфоническим оркестром под управлением А. Мустонена и группой Eilenkrig Crew.
Квинтет И. Бутмана также порадовал зрителей своей неординарной джазовой программой, а Л. Субраманиам со своей группой и специальным гостем К. Кришнамурти пригласили в путешествие по Индии.
Звезды встречаются с юными музыкантами
Бесплатные мастер-классы «Просто общайся со звездой» и мастер-курсы «Школа мастеров», на которых именитые мастера проводят курс занятий с выдержавшими отбор юными музыкантами – почти ровесники фестиваля. «На примере великих музыкантов подрастают наши юные, новые дарования. Надеюсь, что будет еще немало имен, которые прославят Новосибирск и нашу страну», – выразила надежду заместитель губернатора Новосибирской области И. Мануйлова.
Вадим Репин поделился дорогим его памяти эпизодом, произошедшем на одном из мастер-классов: «Однажды в окне концертного зала, снаружи, появилось лицо мальчика лет 8-9. Он был похож на котика, который пришел в гости и заглядывал в окно. Ему хотелось увидеть, что же там интересного происходит. Ребенку так понравилось происходящее, что он упросил родителей отвести его в музыкальную школу. Это маленькое событие для меня очень важно и ценно».
Фестиваль в Новосибирске завершен
На заключительном концерте в Новосибирске Репин исполнил концерт П. Чайковского для скрипки с оркестром. “Я учил концерт еще студентом Московской консерватории и впоследствии играл сотни раз по всей планете. После 30-летней паузы я решил вновь представить его слушателям. Это одно из самых виртуозных и сложнейших произведений для скрипача, – рассказал он. – Что касается наших планов на будущее, то они идут на много лет вперед, но если есть возможность что-то совершить сейчас, мы ее, конечно, используем. Мы стремимся постоянно удивлять наших слушателей и с каждым годом делать фестиваль еще более красочным, разнообразным, прекрасным и интересным».
В других городах юбилейный арт-фестиваль высокого искусства будет длиться и дарить слушателям праздник до 16 октября.
Анна Полетаева
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь