200 лет Сезару Франку

Сезар Франк10 декабря исполнилось 200 лет со дня рождения великого французского композитора Сезара Франка. Его юбилей был отмечен во всех органных залах и соборах мира, в том числе, и в Новосибирске.





Чествование в Соборе

В день рождения Франка в Католическом Кафедральном соборе Преображения Господня в центре города торжественно прозвучали его органные шедевры в исполнении ведущих органистов Сибири, лауреатов международных конкурсов – Натальи Багинской и Глеба Никулина, а также студента I курса, лауреата международных конкурсов Александра Бардина. Музыканты исполнили хоралы №1-3 и Героическую пьесу, а также Прелюдию, фугу и вариации си-минор. Это самые известные произведения композитора, которые никого не могли оставить равнодушным, поражая слушателей величием, красотой и торжественностью.

Произведения прозвучали на электронном органе фирмы Johannes. Это замечательный инструмент с очень красивыми регистрами, а потрясающая атмосфера собора с его естественной акустикой делает звучание даже электронного органа очень благородным, погружая публику в необыкновенное волшебство.

Праздник продолжается

11 декабря 2022 года в Органной гостиной Новосибирской государственной консерватории состоялось еще два концерта, посвященных юбиляру. На первом выступали Наталья Багинская и ее ученики, а на втором – Глеб Никулин со своими учениками. Стоит отметить, что все студенты очень талантливы, и некоторые из них отмечены званием лауреатов престижных конкурсов.

Большой орган консерватории уже несколько лет находится на реставрации, поэтому все концерты проводятся в органном классе, где проходят занятия со студентами. В классе располагаются механический орган фирмы «W.Sauer» и немецкая фисгармония, а также электронный орган. Благодаря программе Hauptwerk (нем.; англ. full или great organ, франц. grande orgue – совокупность основных, наиболее характерных, "блестящих" и мощных регистров органа) электронный орган способен воспроизводить звучание различных исторических инструментов. Так, на нем подключен сэмпл (англ. sample – «образец», звуковой фрагмент), воспроизводящий звучание органа, стоящего в Парижской базилике Святой Клотильды, в которой Франк Сезар служил с момента открытия до самой смерти. Кстати сказать, во Франции органисты являлись «лицом» церкви, в которой они служили, поэтому базилику Святой Клотильды называют церковью Сезара Франка.

Титулярные органисты хорошо знали орган, на котором работали, и мыслили техническими возможностями, поэтому всегда писали для «своего» инструмента, и Франк в этом смысле не являлся исключением. Великолепный орган, для которого сочинял Франк, построил непревзойденный органный мастер Аристид Кавайе-Коль. Он создал знаменитые инструменты в Соборе Нотр-Дам-де-Пари, базилике Сакре-Кёр, церкви Сен-Сюльпис и во многих других храмах. Органы Аристида превосходно передают полноту звучания симфонического оркестра.

Помимо органа Сезар Франк очень любил фисгармонию. В раннем периоде творчества он создавал больше пьес для нее. Тогда этот инструмент нередко встречался как в церквях, так и в домах. Когда на службах не задействовали орган (например, на утренних или ночных), применялись либо малые органы (хоровые), либо фисгармонии. Кавайе-Коль создавал и фисгармонии. «Однажды в одной из церквей в Бельгии, в которой стоял современный орган, нам встретился инструмент мастера. Звучание его было настолько красивым, что про большой орган все забыли и остались играть на фисгармонии, – делится впечатлениями Наталья Багинская. – В итоге орган мы так и не увидели, потому что не осталось времени».

В Органной гостиной творчество Сезара Франка было показано более разнообразно, чем в Соборе. Программа несколько повторяла ту, что прозвучала накануне (например, Хорал ля-минор), но исполнялись и другие произведения, среди которых, в преддверии Рождества, прозвучала праздничная музыка, в том числе, оферторий из «Ночной мессы» (оферторий – первая часть католической обедни), который можно услышать довольно редко.

Сборник «Органист», который содержит много чудесных пьесок, написанных для фисгармонии, как и ранние сочинения для органа также исполняют нечасто. «В России они не считаются особо концертными, – отмечает Наталья. – Между тем это прекрасная музыка, и в Европе ее играют наряду с популярными произведениями». Пьесы из сборника слушали на электронном органе и фисгармонии.

Сезар Франк писал в разных жанрах. Камерно-вокальное направление было представлено одной из самых популярных композиций, прозвучавшей в переложении для голоса и органа – гимном «Panis Angelicus» (лат. – «Хлеб Ангелов»). Произведение впечатлило чарующим оркестровым эффектом.

Исполненные сочинения принадлежали не только перу Сезара Франка, но и его последователям, ведь творчество Франка вдохнуло фантастический импульс в культуру Франции и повлияло на творчество известных всему миру композиторов, среди которых Дебюсси и Равель. Поэтому музыканты также продемонстрировали величественное симфоническое направление, которое было создано Франком: Дюпре, Вьерн, Видор, Ален... «Сочинения Видора и Дюпре мы взяли в концерт, чтобы показать, что с Сезара Франка во Франции началась новая эпоха, золотой век французской музыки, которая, на мой взгляд, не заканчивается по сей день, – восхищается Наталья. – Сейчас во Франции просто необыкновенно: сочиняют много музыки и импровизируют на таком высочайшем уровне, что на каждое сочинение, которое импровизируется каким-то великим органистом, можно делать транскрипцию и получать в репертуар новые сочинения».

Анна Полетаева

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.