Теория вероятности и религиозность (психологический анализ)

Теория вероятности и религиозностьПрежде всего, полагаю, следует дать определение религиозности. Этот термин взят из такой науки, как психология религии, где он означает особый принцип мышления и поведения, основанный на вере в высшие силы. Религиозное мировоззрение наделяет эти силы способностью творить законы, при помощи которых они упорядочивают наш мир и подчиняют ему все происходящие в нем события. Именно это качество религиозности нам и будет полезно в этом анализе.

В противовес религиозности, как принципу мышления, упорядочивающему мир, существует и иное, противоположное ему, направление мысли, которое не признает порядка в окружающем нас мироздании. Одной из наиболее заметных форм этого направления является теория вероятности. Теория вероятности изучает закономерности случайных явлений: случайных событий, случайных величин, их свойства и операции над ними. Таким образом, в ее основании лежит убежденность в хаотичности мира и случайности происходящих в нем событий.

Как можно было уже догадаться из данных определений, анализ явлений будет психологический, поскольку именно психология позволяет найти точки соприкосновения теории вероятности и религиозности.

В современной психологии существует большое количество различных классификаций психотипов. Одна из таких классификаций будет нам полезна в этом анализе. Речь идет об условном делении человеческих характеров на два типа: имеющий интенцию к тому, чтобы отдавать и имеющий интенцию к тому, чтобы брать. В соответствии с этими психологическими типами существует два типа логики: так называемые, логика достатка и логика дефицита.

Разумеется, данная классификация вовсе не предполагает, что каждый человек четко попадает в одну или другую категорию. Напротив, чистые психологические типы встречаются крайне редко. Речь идет о противоположных полюсах мышления, о противоположных интенциях поведения, способных доминировать в психике разных людей. Более того, даже у одного и того же человека в разные периоды жизни может доминировать разная интенция. Поэтому психологический тип человека в соответствии с этой классификацией определяется условно по преобладающему принципу поведения. Множество человеческих характеров занимает между этими полюсами мышления промежуточное положение.

Логика достатка присуща людям, которые настроены на любовь к другим, заботу о ком-то, служение обществу, миру, людям, Богу и т.д. Этот тип людей ценит любовь, дружбу, открытость, доброту. Люди, относящиеся к этому типу, готовы к соучастию, поддержке, состраданию, сопереживанию, заботе и защите других.

Но для нашего вопроса важна одна очень интересная закономерность, которая наблюдается в жизни людей с преобладающей интенцией достатка. Дело в том, что психологическая полнота и удовлетворение людей этого типа определяется не только убежденностью в том, что они уже имеют все необходимое, но еще и на экзистенциальном уровне – в ответной реакции мира. Такие люди, конечно же, намного чаще любимы, уважаемы и почитаемы, поскольку вызывают совершенно закономерное желание окружающих платить им добром за их добро, но, помимо этого, в их жизни и судьбе происходят еще и качественные изменения, не основанные на воле и желаниях окружающих людей.

В истории существует великое множество примеров случаев чудесных исцелений, чудесных спасений и чудесных разрешений критических жизненных ситуаций. По наблюдениям и свидетельствам очевидцев подобным чудесам часто предшествуют элементы поведения или мышления, соответствующие логике достатка. К таким элементам можно отнести: раскаяние, жертвенность, самоотдачу, чувство любви к другому человеку, миру или Богу, чувство единения с миром и природой, открытость миру, любовь ко всему живому, служение высшим идеалам и т.д.

В противоположность представителям интенции достатка люди, мыслящие в рамках логики дефицита стремятся к тому, чтобы как можно больше получить от мира, Бога и окружающих. Такие люди ценят преимущественно удовольствия, удобства, материальные ценности, деньги. Им свойственны: подозрительность, ревнивость, страх, опасения. Эти люди в отношениях способны на самоутверждение за счет других, интриги, предательство. Они часто используют упреки, высмеивание, «подколки», «наезды», ложь. Этому типу людей всегда чего-то не хватает: денег, еды, сна, любви, внимания. И они очень недолго бывают счастливы, потому что как только они достигают намеченного, им через какое-то время хочется еще большего. К слову, интенция достатка – напротив позволяет ощущать настоящее счастье, поскольку определяет его поиски в данный момент времени внутри самого человека, а не во внешнем мире и в будущем.

В жизни таких людей также наблюдается определенная закономерность, которая обнаруживается как в психологической неудовлетворенности, так и на экзистенциальном уровне – в соответствующей их действиям реакции мира. Таких людей не только часто не любят, избегают, боятся, сторонятся окружающие, но с ними также происходят события независящие от воли людей.

По наблюдениям, логика дефицита часто царствует в умах несчастливых людей и часто предшествует самим неприятностям. Сколько бы человек, мыслящий в рамках логики дефицита не был удачлив, он все равно стремится к неудаче и чаще всего ее достигает.

Если с учетом сказанного обратиться к теории вероятности, то становится понятно, что психологическими корнями она уходит именно в логику дефицита. Самые первые в истории попытки вероятностного анализа были применены по отношению к азартным играм (орлянка, кости, рулетка). Только человека стремящегося к победе, завоеванию, приобретению и потреблению может интересовать система оптимального достижения результатов. Рассуждения о случайности вообще близки тем, кто ощущает нехватку чего-либо, гармония же психологически определяется усмотрением взаимосвязи поступков и следствий в окружающем мире.

Религиозность представляет собой противоположную интенцию и имеет корни в логике достатка. Конечно же, психологически она также, является способом управления миром, но использует при этом инструменты, не нарушающие миропорядка. Религиозность предполагает взаимосвязь всего сущего в мире и соучастие человека в мировых процессах. Она помещает человека в позицию служения высшим силам, дающую заслуженное спасение. Такая позиция исключает какую бы то ни было случайную вероятность и устанавливает закономерность происходящих в мире событий.

Имея корни в логике дефицита, теория вероятности перенимает и присущие этой логике недостатки. А именно – неспособность видеть зависимость качеств человека с происходящими с ним событиями. Теория вероятности не включает в свои расчеты параметр успешности, для нее есть просто безликий человек, бросающий кости. И если в классической науке, работающей с объектами повседневного опыта это допустимо, то в современных теориях, выходящих на микро- и макроуровень, а также на событийный уровень, классические инструменты просто не дают правильных результатов.

Надо сказать, что еще в первой половине XX века в рамках физики элементарных частиц ученые пришли к утверждению так называемой «квантовой когерентности», то есть, взаимосвязи составных частей материи с явлениями, в которых они принимают участие. Из подобной взаимосвязи следует необходимость рассматривать эти составные части не как изолированные сущности, а как неотъемлемые компоненты единого целого. Мир, таким образом, в физике элементарных частиц представляется не совокупностью случайных событий и величин, а единой упорядоченной системой.

Современная физика рисует картину мира, очень сильно напоминающую картину мира, присущую религиозному мировоззрению. Представление о взаимосвязи всего сущего и гармоничной упорядоченности мира человечеству давно известно из различных мистических учений. Особое развитие оно получило в восточной религиозной мысли с ее концепциями дао, кармы, сансары и т.д. И такое систематичное «религиозное» понимание мира позволяет науке все глубже погружаться в тайны мироздания.

В дальнейшем в соответствии с концепцией когерентности ученые сделали важнейшее открытие, в еще большей степени сближающее научное представление о мире с религиозным мировоззрением. Они обратили внимание на то, что в атомной физике исследователь не может играть роль стороннего наблюдателя, он обречен быть частью наблюдаемого им мира до такой степени, что сам воздействует на свойства наблюдаемых объектов. Ученый, принимающий участие в эксперименте оказывает прямое влияние на результаты этого эксперимента. Его наблюдение превращается в чистое соучастие.

Таким образом, имея дело с атомной действительностью, нельзя следовать картезианскому разделению мира и личности, наблюдателя и наблюдаемого. Очень похожую картину мы видим в восточном мистицизме, где вселенская взаимопереплетенность всегда включает человека-наблюдателя вместе с его сознанием. Мистик познает мир и его явления через себя. «Познай себя, и ты познаешь мир» – гласит одна из главных «формул» мистицизма. Человек, в соответствии с религиозными представлениями является частицей мира, созданной по его образу и подобию, и содержит в себе всю суть мира.

Принимая во внимание область исследований теории вероятности, следует сказать, что она также должна в своих расчетах учитывать фактор взаимосвязи участников вероятностного эксперимента с его результатами. Существование в мире успешных и неуспешных людей эмпирически доказывает, что результаты одних и тех же действий у различных людей могут быть разными. Это свидетельствует о взаимосвязи качеств человека с теми событиями, которые с ним происходят.

Если вспомнить об экзистенциальной успешности людей в психике которых доминирует интенция достатка и неуспешности людей с интенцией дефицита, то можно с уверенностью предположить, что результативность вероятностных экспериментов у людей с интенцией достатка, будет выше, чем у людей с интенцией дефицита.

Таким образом, теория вероятности может иметь вполне прогрессивное развитие в будущем. Ведь она не только предполагает попытку утвердить случайность и отменить какую-либо упорядоченность в мире, но и наоборот – выражает тенденцию найти закономерность в случайности, то есть, упорядочить ее законы.

Такой прогрессивный путь теории вероятности может задать религиозность, предполагающая гармоничное соучастие человека в мировых процессах и способная, таким образом, включить учет наблюдателя в вероятностные расчеты.

 

Комментарии

Странно звучит

Аватар пользователя Татьяна

Странно звучит противопоставление религиозности и теории относительности, вроде бы термины из разных областей, но по сути действительно можно сказать, что люди, уверенные в том, что смысл жизни есть - религиозны, только вместо Бога они говорят "наука", "общечеловеческие ценности " и проч. хотя забавно было бы говорить не "люди, разделяющие идеи синергетики", а "религиозные индивиды")
По поводу установки неудачника: когда ребенок плачет, то он еще больше из-за отсутствия концентрации внимания бьется и не может выполнить поставленные задачи.
Мне кажется, не человек создает мир по своему образу, а осознает его в меру своих когнитивных способностей. Как человек читая классику, возвращаясь к ней на разных своих возрастных этапах, по-разному ее осознает, так и научная мысль развиваясь, все глубже и глубже постигает одну и ту же проблему.
Мы знаем лишь единицы, у которых воля к успешности совпала с успешностью, но не знаем о миллионах с такой волей не добившихся желаемого успеха. Все-таки, жизнь - набор независящих от нас случайностей имеющих неожиданные причинно-следственные связи.

в начале статьи дается

Аватар пользователя homutovsky

в начале статьи дается разъяснение, что религиозность понимается, как принцип мышления, упорядочивающего мир, а теория вероятности  как форма проявления противоположного принципа мышления...
 

далее по поводу совпадения успешности с волей к ней – конечно, каких-то серьезных научных исследований в этой области не проводилось, наука вообще сторонится того, чего не понимает, она просто считает области такого знания ненаучными... мы не имеем статистики, позволяющей делать четкие выводы... в том числе и не можем утверждать, что "Все-таки, жизнь - набор независящих от нас случайностей имеющих неожиданные причинно-следственные связи"... зато мы имеем тысячелетний религиозный опыт, который  утверждает обратное... опыт, который на психологическом уровне в этом аспекте подтверждается во всех основных религиях мира. 

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.