Театр «СОбытие»: чудо в чистом виде

Театр «СОбытие»Режиссер Юрий Кара известен публике как создатель «Воров в законе», «Пиров Валтасара», таинственной, с таким трудом выпущенной ленты «Мастер и Маргарита». Однако оказалось, что этот человек дает жизнь не только фильмам, но и театрам. Его новое детище, театр «СОбытие», существует с 2010 г. и объединяет в себе выпускников актерского курса под руководством Кары, которые закончили учебу, но не пожелали расставаться. Да и само название, которое значится на вывеске, они предлагают трактовать как некий знак общности, как «совместное бытие» – актеров друг с другом и с нами, зрителями.

Лично у меня маленькие, полубродячие театральные коллективы вызывают совершенно особый охотничий трепет. Кажется, что в отсутствие денег, славы и помпезного здания чудо искусства (если таковое, конечно, случается) становится предельно концентрированным – чудом, так сказать, в чистом виде. В этом смысле театр «СОбытие» – идеальная мишень и воплощенное обещание. В труппе его только девять человек. Играют они в помещении, предоставленном Академией образования Натальи Нестеровой. В афише до недавнего времени было всего четыре спектакля, зато среди них уже значились «Гамлет» Шекспира и «Антигона» Софокла.

И «Антигона», и «Гамлет» (в версии театра он идет с подзаголовком «Хроника одной ночи») оказались прекрасны. Оба – яркий пример спектаклей, которые принято называть «режиссерскими». Можно ли без унизительного ущерба перенести эти две пьесы, которые изначально требуют большого числа актеров и просторного помещения, на крохотную сцену, в маленький зал, переделанный из студенческой аудитории? Оказывается, можно. А как – не скажу. Отмечу только, что режиссерские находки, которые позволили это сделать, замечательны – и по красоте, и по смелости. Недаром на сотрудничество с молодым театром решились столь именитые артисты, как Армен Джигарханян и Борис Щербаков. Не надейтесь, впрочем, что, придя в «СОбытие», вы обнаружите на сцене «живого Джигарханяна». Нет-нет, до такого пока не дошло. Зато мэтры «одолжили» театру свои голоса – они звучат в записи во многих местах спектаклей, из-за сцены, а то и просто с небес, как в «Антигоне», превращаясь в глас безличной правды-истины-справедливости.

Сюжет софокловской пьесы архаически причудлив, но нашему времени на удивление внятен. Что важнее: человечность или государственная необходимость? В древних Фивах это был столь же больной вопрос, как и у нас, в эпоху глобализации. Брат Антигоны Полиник пошел войной на родной город, семивратные Фивы, и пал в бою (сражаясь, кстати, с собственным братом Этеоклом), после чего царь фиванский Креонт измыслил небывалую «казнь для мертвеца»: бросить тело без погребения. Политически эффективная мера – и сущее непотребство с точки зрения неписаных законов и обычаев. Антигона решила, что долг сестры важней, чем царская воля, и совершила над павшим погребальный обряд, за что в конце концов и поплатилась жизнью. Цинику Креонту, впрочем, в итоге тоже не поздоровилось.

Фиванский царь воплощает в себе давящую силу государства, так что сам бог велел взять на эту роль крупного, внушительного мужчину. Именно таким, рослым, «шкафообразным», и показался актер, изображающий Креонта. «Ох, облегчил себе жизнь режиссер!» – думала я, – «Подобрал на роль бугая, которому здесь даже играть ничего не надо - наверняка он и в жизни такой, как сейчас на сцене.»

Похожие мысли посетили меня и на спектакле «Гамлет». Принц Датский, как ему и положено, был узкоплеч, изящен и хрупок. «Ну до чего же артист на своего героя похож!» – восхищалась я. – «И где только постановщик такие типажи отыскивает, откуда их достает, из какого ларца, из какой волшебной шкатулки?»

Загадка сия разрешилась быстро. Сличив на досуге две программки, я убедилась, что и громилу-царя, и хрупкого принца играет один человек – Вадим Чибисов, который по совместительству оказался еще и режиссером обоих спектаклей.

Такое неузнавание, пожалуй, лучший комплимент для актера. Когда сталкиваешься с талантом столь ярким, в душу так и закрадывается чувство, что перед тобой «портрет классика в юности»… я хочу сказать, будущего классика. Впрочем, при всех достоинствах своего лидера «СОбытие» живо не Чибисовым единым: в труппе еще восемь одаренных молодых артистов. В афише Шекспир и Софокл сосуществуют с драматургами наших дней – МакДонахом («Сиротливый запад») и Леонидом Филатовым («Про Федота»). Нынешняя зима для коллектива – время премьер, оно несет в репертуар четыре новых спектакля: «Стриптиз» Мрожека, «Шикарную свадьбу» Хоудона, «Красную комнату» Сартра, «Сирену и Викторию» Галина. А значит, у зрителя появится четыре новых причины посетить этот маленький московский театр, который так чудесно и многозначно оправдывает свое название.

Комментарии

очень заманчиво... придется

Аватар пользователя homutovsky

очень заманчиво... придется сходить :)

Не понимаю, чему автор так

Не понимаю, чему автор так радуется. Так называемые "режиссерские спектакли" - это, как правило, беспардонное надругательство над классикой и ничего больше. Зачем что-то переделывать у Шекспира? И зачем к "Гамлету" какой-то дурацкий подзаголовок? Это всё "театр моли", как говорил покойный Фоменко. Если ставишь классическое произведение, изволь бережно относиться к тексту, соблюдай каноны, которые исторически сложились. А для экспериментов - пожалуйста, бери современную драматургию и измывайся сколько влезет! Вот Леонид Филатов с "Федотом-стрельцом" - для таких театров самое то. А "Гамлета" попрошу не трогать!

Произведение тем более

Аватар пользователя Татьяна

Произведение тем более велико, чем больше возможностей интерпретации оно в себе содержит. Критики должны удосуживаться конкретные произведения, а не методы.

ответ Шершню

Режиссерские спектакли абсолютно нормальны для театра , дорогой Шершень, ведь они могут быть поставлены и по так называемым <<канонам, которые исторически сложились>>, и оригинально и авангардно, так что эта проблема может заключаться не в таком типе спектаклей, а в точке зрения режиссера?. Или вообще в мировоззрении конкретного зрителя, коли на то пошло.

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.