Зимние праздники в новогодней столице России

Рождественская музыкаРоссия – это уникальная страна, в которой зимние праздники продолжаются почти месяц: два Новых года по старому и по новому стилю, два Рождества – католическое и православное, и завершаются Крещением 19 января. Это очень насыщенное культурными мероприятиями время, когда артисты проводят один за другим праздничные спектакли и концерты. О самых удивительных мы решили рассказать читателям.

«Бог дал нам музыку, чтобы мы прежде всего влеклись ею ввысь…»
Фридрих Ницше

Вот и отгремели новогодние праздники, а с ними и праздничные концерты. Однако в европейских странах, как и у православных христиан, главным праздником остается Рождество, традиционно отмечаемое торжественной духовной музыкой, прославляющей Христа и Деву Марию.

Рождественская музыка включает в себя множество музыкальных жанров. Она может быть чисто инструментальной, вокальной или вокально-инструментальной, как в случае гимнов или песен. Одним из первых гимнов, посвящённых рождественской тематике, был «Jesus refulsit omnium» («Иисус озарил всех»), написанный Иларием Пиктавийским. До XIII века рождественская музыка носила торжественный и строго религиозный характер. Со временем народ настолько полюбил празднование Рождества, что оно вышло за стены церквей и, переплетаясь с языческими элементами, породило массу народных рождественских мелодий. В церковную певческую традицию стали проникать красивые песнопения и колядки - яркие, звонкие и согревающие сердца людей. Символом Рождества безусловно является французский гимн «Les anges dans nos campagnes» («Спит спокойно Вифлеем»).

Музыкальной культуре тема Рождества очень дорога. Композиторы разных стран и эпох очень любили обращаться к ней, поэтому с развитием музыкальных форм и стилей появились изумительные по красоте творения. Это, например, Рождественские хоральные прелюдии для органа композиторов эпохи барокко, сочинение И. С. Баха «Рождественская оратория», сцена «Пророчество о рождении Христа» из оратории «Мессия» Г. Ф. Генделя, «Рождественское кончерто гроссо» А. Корелли, сборник из 12 «Ноэлей» Л. К. Дакена; произведения П. И. Чайковского «Щелкунчик», «Черевички», «Святки (декабрь)» из цикла «Времена года», опера Н. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством», опера «Ёлка» В. И. Ребикова, «Дед Мороз» из цикла «Альбом для юношества» Р. Шумана, «Снежная королева» С. С. Прокофьева, «Рождественская ёлка» Ф. Листа и многие другие.

Уже за несколько недель до наступления праздника можно было сходить в театр или в концертный зал, чтобы посмотреть спектакль и услышать рождественскую музыку. Нарядные залы и сверкающие новогодние елки в холлах дополняли сказочную атмосферу. Отрадно было видеть, что уютным диванным посиделкам перед телевизором или просмотрам видео по интернету люди предпочитают живое общение, живую музыку и яркие эмоции, которые дарят исполнители и которые пока невозможно передать никакими современными средствами связи. Буквально все залы были переполнены, слушатели приезжали из других городов в культурные центры специально, чтобы послушать какой-то концерт или посмотреть представление.

Новогодний фейерверк

В Новосибирской филармонии был представлен впечатляющий цикл программ «Новогодний фейерверк». Так, накануне Рождества ансамбль медных духовых инструментов «Сибирский брасс» подарил зрителям проникновенное звучание рождественских хоралов, радостные песнопения и волшебные новогодние мелодии сочинений Баха, Корелли, Каччини, Генделя и Чайковского.

Как говорил Генрих Гейне, с музыкой можно мечтать о невозможном. Именно поэтому на концерт под названием «Парижские тайны» в главном зале Новосибирской филармонии в самый последний день уходящего года все билеты были распроданы задолго до его начала. Слушатели погрузились в мир французской музыки – Джо Дассена, Мирей Матье, Мишеля Легран, Патрисии Каас... Французский шансон немыслим без аккордеона-соло и, конечно, он прозвучал - виртуозно и романтично. На сцене также разместились небольшой оркестр и хоровая капелла. Почти каждая песня стала миниатюрным театральным представлением в сопровождении прекрасных танцовщиц, а видеосюжеты на огромном экране с образами Парижа исполнили новогоднее желание зрителей побывать в городе мечты.

Рождественский орган

Невозможно представить рождественские праздники без органа. Его звуки проникли во все уголки христианского мира, в том числе и в Сибирь. В Новосибирске музыку можно было услышать в нескольких залах, вмещающих в себя величественный инструмент: в малом зале филармонии, Католическом кафедральном соборе Преображения Господня, консерватории и даже в Академгородке, в котором есть свой небольшой электронный орган.

К радости публики ведущие органисты – Наталья Багинская и Глеб Никулин, известные как в России, так и за рубежом, провели множество чудесных концертов. Кроме органа, можно было услышать и другие инструменты – флейту, виолончель, скрипку, а также вокал в сопровождении органа.

Рождественские органные произведения были исполнены уже в преддверии Рождества на концертах в честь дня рождения Сезара Франка 10 декабря. Несколько концертов органисты устроили в сам праздник Рождества как по католическому календарю, так и по православному. Божественная музыка погружала зрителей в атмосферу благодатной радостной чистоты, красоты, доброты и любви – всех тех прекрасных чувств, которых так не хватает в повседневной жизни. Для тех, кто не смог послушать светлую и радостную музыку в эти дни, были проведены еще несколько не менее восхитительных выступлений. Целый каскад разноцветных мелодий Баха, Гобера, Франка, Вьерна, Вагнера, Рахманинова, Мусоргского и, конечно, рождественский христианский гимн «Тихая ночь» Й. Груббера озаряли души зрителей.

Глеб Никулин поздравил христиан в Лютеранском центре Академгородка, где до 15 января для православных верующих сияла огнями ёлка и стоял миниатюрный вертеп. Необыкновенным подарком стала сюита «Рождественские песни» (обработка лютеранских рождественских хоралов) самого органиста, неоднократного победителя международных конкурсов композиторов.

Праздники в Новосибирске будут продолжаться до 22 января, когда дети и взрослые смогут окунуться в фантастический мир «Снежной королевы» С. С. Прокофьева в Католическом соборе. А перед этим, в день Крещения Господня в филармонии можно будет насладиться разнообразными авторскими сочинениями сакральной «Аве Мария». Далеко не каждый композитор осмеливался положить на своё музыкальное произведение одну из самых известных христианских молитв. В программу концерта вошли вокальные и органные миниатюры Баха, Каччини, Шуберта, Беллини, Уэббера, Карманова и других композиторов разных стран и эпох, посвящённые образу Девы Марии, а также рождественские и другие праздничные христианские композиции. Каждое такое сочинение – это вершина, маленький шедевр, в который создатели музыки, а вслед им и исполнители, вкладывали всё своё вдохновение и мастерство.

Анна Полетаева

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.