Бергман, Ингмар (Ingmar Bergman)

Ингмар БергманИнгмар Бергман (Ingmar Bergman) – знаменитый шведский режиссёр, сценарист, писатель. Родился 14 июля 1918 г. в шведском городе Упсале в семье священника.

В детстве Ингмар был очень впечатлительным. Окружавшая его будничная действительность казалась ему скучной и неинтересной. Пылкое воображение постоянно уносило его в фантастические миры, и там он чувствовал себя настоящим героем. Ингмар пытался делиться своими фантазиями со взрослыми и сверстниками, но те воспринимали его рассказы скептически. Он мучительно переживал непонимание окружающих и все чаще замыкался в себе. Одиночество пробудило в нем тягу к творчеству. Мальчик бредил театром, хотя родители считали, что его увлечение со временем пройдет.

Еще одной страстью Ингмара было рисование. Он покупал в магазинах игрушек дешевую использованную нитратную пленку, погружал ее на полчаса в крепкий раствор соды, и эмульсия растворяла покрывавший ее рисунок. После этого мальчик мог творить сам, рисуя тушью разные картинки. Когда после войны появились рисованные на кинопленке мультипликации Нормана МакЛарена, для него это не было новинкой. Как говорил он сам: «Бегущая через проектор кинопленка жила во мне давно».

Закончив школу, Бергман поступил в Стокгольмский университет, где изучал литературу и историю искусств. Свой творческий путь он начал как театральный режиссер. В кино пришел в 1941 г. Сначала редактировал сценарии, затем стал писать их. В 1944 г. режиссер А. Шеберг поставил по сценарию Бергмана антифашистский фильм «Травля»; три года спустя - Г. Муландер «Женщину без лица». Успех картин, снятых по его сценариям, а также положительные отзывы критики вдохновили Ингмара на создание собственного фильма. Уже в 1946 г. появились его ленты «Кризис» и «Дождь над нашей любовью».

В конце 40-х гг. режиссер работал очень активно и плодотворно, выпуская каждый год по новому фильму: «Корабль идет в Индию» (1947), «Портовый город» (1948), «Тюрьма» (1949). Уже для ранних картин Бергмана характерен напряженный драматизм; их герои – люди одинокие, с изломанными судьбами, стремящие, и обрести счастье и человеческое участие и жестоком и равнодушном мире.

Среди первых фильмов Бергмана только один – «Тюрьма» – был снят по его собственному сценарию. Однако в дальнейшем он постоянно совмешал обе «кинопрофессии». Наибольший интерес зрелый Бергман проявлял к нравственным проблемам и основным вопросам бытия, Его работам присущ глубокий психологизм, нередко в них звучат трагические ноты. В 50-е гг. Бергман становится ведущим представителем интеллектуального кино. Исключением среди серьезных картин режиссера была «Улыбка летней ночи», созданная в 1955 г. Основная тема фильма – непрочность человеческих отношений. Снятая в жанре комедии, лента наполнена светлым, ренессансным мироощущением. Судьба картины оказалась не очень удачной. После выхода ее на экран на режиссера обрушился вал критики: Бергмана обвиняли в порнографических пристрастиях. «Улыбка летней ночи» так и осталась единственной комедией в творческой биографии мастера.

В 1950-е гг. режиссер обрететает мирове признание. Его фильм «Седьмая печать» (1957) был удостоен приза на международном кинофестивале в Каннах. Режиссер экранизировал средневековую легенду о борьбе Рыцаря со Смертью. Картина снята в экспрессивной манере, передающей атмосферу мистерии.

В 1957 г. появился один из самых известных фильмов Бергмана «Земляничная поляна». В картине причудливо переплетаются явь и сон, настоящее и прошлое. Главный ее герой – старый профессор на склоне лет переосмысливает свою жизнь и приходит к печальному выводу, что пренебрег самыми главными ее составляющими – любовью и сочувствием.

В I960 г. Бергман получил первый «Оскар». Американская киноакадемия присудила награду фильму «Источник». Эта экранизация древней нордической легенды посвящена теме страдания и зла, царящего в мире.

Пессимистические ноты характерны для картин режиссера 60-х гг. Его герои подчас оказываются не в состоянии противостоять хаосу и безумию окружающего мира. Трагизмом и отчаянием пронизана трилогия «Как в зеркале» (1961), «Причастие» (1963) и «Молчание» (1963). Персонажи этих картин погибают или сходят с ума. За фильм «Молчание» Бергман получил еще одного «Оскара».

Ведущий мотив фильмов Бергмана этого периода – несоответствие внешнего и внутреннего. Успешные, благополучные герои его картин на поверку оказываются опустошенными и несчастными. С наибольшей остротой этот мотив звучит и фильмах «Лицо» (1958) и «Персона» (1966).

Анализ граней «несчастного сознания» (в терминологии одного из духовных учителей режиссера С. Кьеркегора) предпринимается мастером в фильме о теряющем рассудок художнике («Час волка» 1965), ленте-антиутопии о неостановимой деградации одинокой личности под натиском антигуманной среды «Стыд» (1967), картинах о безболезненном сломе устоев буржуазного брака и семьи, таких как «Страсть» (1968); «Прикосновение (1970); «Шепоты и крики» (1971).

Еще одна излюбленная тема Бергмана – любовь и ненависть близких людей. Эта тема заявлена в «Молчании» (1963). Особой глубины и психологической достоверности она достигает в картине «Осенняя соната» (1978). В этой лени Бергмана впервые снялась известная шведская актриса, однофамилица режиссера Ингрид Бергман. Фильм рассказывает о всемирно известной пианистке, которая приезжает в Нью-Йорк, чтобы повидать своих дочерей. Встреча близких и дорогих друг другу людей превращается в тягостное выяснение отношений. Старшую дочь героини в этой картине играет Лив Ульман. Многие годы Бергман снимал эту актрису (и свою жену) почти в каждой своей картине.

В 70-е гг. Бергман продолжал варьировать темы разобщенности людей, сложности их взаимоотношений, одиночества. Многие режиссеры тех лет пережили кризис проблематики и эстетики. Бергман хранил верность своим Героям и художественным принципам, даже оказавшись в полном одиночестве.

В этот период в творчестве Бергмана усилились социально-критические и политико-разоблачительные мотивы. Живой общественный резонанс вызвала постановка в кино и на телевидении «Сцен из супружеской жизни» (1972) и их своеобразного продолжения – фильма «Лицом к лицу» (1975). Ощущение непрочности, зыбкости современного миропорядка емко выразилось в картине о психосоциальных истоках фашизма в Германии «Змеиное яйцо» (1976).

На рубеже 80-х гг. в манере режиссера берут верх тенденции к утверждению позитивных мировоззренческих ценностей. Важнейшее средоточие этих ценностей (и первооснова существования), по Бергману, – семья. Именно в рамках семьи развертывается напряженный внутренний конфликт позднейшего из психологических шедевров режиссера «Фанни и Александра» (1982), явившегося самой дорогой постановкой за всю историю шведского кинопроизводства. В этой картине оживает мир раннего детства художника. Он пронизан инстинктивным детским протестом против лицемерных моральных догм.

Долгое время Бергман не находил понимания на родине. Его успехам завидовали, он даже подвергся необоснованным преследованиям налоговой полиции. Режиссеру пришлось странствовать по миру, он исколесил всю Европу, западное побережье Америки, некоторое время жил в Нью-Йорке, позже надолго осел в Мюнхене. Правда, на острове у берегов Швеции у него сохранился свой дом, в котором он жил затворником последние годы.

Хотя Бергман известен прежде всего как выдающийся представитель авторского кино, он также является замечательным театральным режиссером. В разные годы он работал в городских театрах Хельсингборга (1944), Гетеборга (1946-1949), Мальме (1952-1958). С начала 60-х гг. ставил спектакли на сцене стокгольмского Королевского театра «Драматен», а в 1963-1966 являлся его директором. Среди постановок Бергмана пьесы Шекспира, Ибсена, Стриндберга, Чехова, а также современных авторов.

В 1999 г. 81-летний режиссер неожиданно объявил о намерении участвовать в съемках еще одного фильма. В основе сюжета этой автобиографической картины – любовный треугольник. Снимать ее согласилась знаменитая норвежская актриса, бывшая жена Бергмана, Лив Ульман. Лента посвящена истории их семейных отношений. Бергман выступил здесь как автор сценария и продюсер.

Фильмография

  1. Кризис / Kris, 1946
  2. Дождь над нашей любовью / Det regnar pa var karlek, 1946
  3. Корабль в Индию / Skepp till India land, 1947
  4. Музыка в темноте / Musik i morker, 1948
  5. Портовый город / Hamnstad, 1948
  6. Тюрьма / Fangelse, 1949
  7. Жажда / Torst, 1949
  8. К радости / Till gladje, 1950
  9. Это не может случиться здесь / Sant hander inte har, 1950
  10. Летняя интерлюдия / Sommarlek, 1951
  11. Женщины ждут / Kvinnors vantan, 1952
  12. Лето с Моникой / Sommaren Med Monika, 1953
  13. Вечер шутов / Gycklarnas afton, 1953
  14. Урок любви / En lektion i karlek, 1954
  15. Женские сны / Kvinnodrom, 1955
  16. Улыбки летней ночи / Sommarnattens leende, 1955
  17. Седьмая печать / Det Sjunde Inseglet, 1957
  18. Земляничная поляна / Smultronstallet, 1957
  19. Рядом с жизнью / Nara livet, 1958
  20. Лицо / Ansiktet, 1958
  21. Девичий источник / Jungfrukallan, 1960
  22. Око дьявола / Djavulens oga, 1960
  23. Сквозь тусклое стекло / Sasom i en spegel, 1961
  24. Причастие / Nattvardsgasterna, 1962
  25. Молчание / Tystnaden, 1963
  26. Обо всех этих женщинах / For att inte tala om alla dessa kvinnor, 1964
  27. Персона / Persona, 1966
  28. Час волка / Vargtimmen, 1968
  29. Стыд / Skammen, 1968
  30. Страсть / En passion, 1969
  31. Ритуал / Riten, 1969
  32. Прикосновение / Beroringen, 1971
  33. Шёпоты и крики / Viskningar Och Rop, 1972
  34. Сцены из супружеской жизни / Scener ur ett aktenskap, 1973
  35. Волшебная флейта / Trollflojten, 1975
  36. Лицом к лицу / Ansikte Mot Ansikte, 1976
  37. Змеиное яйцо / Das Schlangenei, 1977
  38. Осенняя соната / Hostsonaten, 1978
  39. Из жизни марионеток / Aus Dem Leben Der Marionetten, 1980
  40. Фанни и Александр / Fanny Och Alexander, 1982
  41. Лицо Карин / Karins ansikte, 1984
  42. После репетиции / Efter repetitionen, 1984
  43. Благословенные / De Tva Saliga, 1986
  44. В присутствии клоуна / Larmar och gor sig till, 1997
  45. Сарабанда / Saraband, 2003

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.