Haley, Bill (Билл Хейли)

Bill HaleyБилл Хейли (Bill Haley) заслуживал бы почетное место в Зале Славы Рок-н-ролла, даже если бы не создал больше ничего выдающегося, кроме композиции «Rock Around the Clock», ведь именно это произведение определило головокружительную эпоху перемен в музыкальной культуре. Авторство этого шедевра принадлежит американским музыкантам Максу Фридману (Max C. Freedman) и Джеймсу Майерсу (James E. Myers), но именно в интерпретации Била Хейли и его группы The Comets он стал безоговорочным рок-н-ролльным гимном. В Штатах, песня «круглосуточного кутежа» возглавляла чарты в течении восьми недель, и продажи ее копий достигли 25 миллионов по всему миру. Надо также сказать, что «Rock Around the Clock» семь раз попадал и в британские чарты. Кроме того, влияние этой композиции, пройдя через многие музыкальные эпохи, сохраняется до сих пор.

Профессиональная музыкальная карьера Хейли началась в 1946 году, именно тогда он попал в команду Down Homers, исполняющую вестерн-свинг. Несмотря на то, что фронтменом этого бэнда был Кенни Робертс (Kenny Roberts), Биллу также удавалось прорваться к микрофону. В архивах группы можно найти композицию «She Taught Me to Yodel» в исполнении Хейли. Однако, сотрудничество музыканта со своим первым коллективом не было длительным. Вскоре он сам попытался создать несколько музыкальных проектов, среди которых упоминаются Range Drifters и Four Aces of Western Swing.

У Билла было огромное колличество идей, он как буд-то не умещался в собственные рамки. Музыкант играл то кантри, то свинг, а в конце 1940-х собрал группу Four Aces of Western Swing, с которой записал несколько успешных релизов в стиле хиллбилли. Помимо экспериментов со стилями Хейли выступал еще и под разными именами, то он называл тебя Джонни Клифтоном (Johnу Clifton), то Джеком Хейли (Jack Haley).

Следующим проектом музыканта стала команда The Saddlemen, которая исполняла преимущественно кантри-вестерн с легким привкусом блюза. Творчеству этого коллектива даже была посвящена отдельная радиопрограмма в Честере, Пенсильвания (которая постоянно обновлялась и регулярно транслировалась). Хейли со своей новой группой был очень плодотворен. Именно в это время начали появляться его знаменитые миксы кантри и вестерна, новоорлеанского джаза и олд-скульного ритм-н-блюза. В 1951 году Билл записал кавер-версию композиции «Rocket 88» Джеки Бренстона (Jackie Brenston) – и это творение считается «первой рок-н-рольной записью белокожего музыканта» в The Billboard Book of Number One Hits.

К 1953 году группа сменила имя на Bill Haley and His Comets и записала «Crazy, Man, Crazy», истинный рок-н- ролльный хит, название которого происходит из тинэйджерского сленга, подхваченного Хейли во время выступлений в школах. Судьбоносным стал контракт со студией звукозаписи Decca Records. Уже на первой звукозаписывающей сессии для Decca в 1954 году, парни весьма самобытно исполнили «Rock Around the Clock» (первыми эту песню записали Sonny Dae and His Knights).

Через два года после записи, эта композиция захватила кинематограф, и такое же название было отдано кинокартине, в которую вошли девять выступлений Хейли под фонограмму. Этот успех помог ему стать звездой не только в Штатах, но и за рубежом. Долгое время, Билли был почетной знаменитостью в Великобритании, где его по сути считали королем рок-н- ролла. К счастью, Билл Хейли не был музыкантом одного шлягера. Поклонники его творчества сразу назовут среди прочих хитов: «The Saints Rock 'n' Roll», «See You Later, Alligator», «Rip It Up», «Rudy's Rock» и «Skinny Minnie».

Но вскоре восходящая звезда Элвиса Пресли (Elvis Presley) начала затмевать менее харизматичного Хейли. 1962 год стал настоящей катастрофой для Билла, именно тогда разлетелись его «кометы» по разным вселенным. Но это, конечно же не стало концом славы и любви. Хейли почувствовал новый подъем популярности, когда меломаны 60-х начали откапывать корни рок-музыки и создавать такие грандиозные музыкальные события как «Rock 'n' Roll Revival». Благодарные слушатели одарили музыканта титулами «отец рок-н-ролла» и «первая рок-н-ролльная звезда». Сам Билл Хейли в связи с этим сказал в интервью для журнала Rolling Stone в 1967 году следующее: «Мы дебютировали в этом жанре. Мы соединили кантри и вестерн вместе с ритм-н-блюзом, и это был рок. Первые три года полностью принадлежали нам, пока не появился Элвис Пресли».

Хейли настаивал на том, что благодаря ему за «рок-н-роллом» закрепилось его название. Билл написал песню под названием «Rock -A- Beatin' Boogie», припев которой состоял со слов «Rock, rock, rock everybody / Roll, roll, roll everybody» – ее записали The Treniers в 1953 году, а знаменитый диск-жокей Алан Фрид (Alan Freed) прокрутил ее в своем шоу на радиостанции «Moondog».

Bill Haley & His Comets дискография:
1. Rock 'n' Roll Stage Show, 1956
2. Rock Around The Clock (Compilation), 1956
3. Rockin' the Oldies, 1957
4. Rockin' Around the World, 1958
5. Bill Haley's Chicks, 1959
6. Strictly Instrumental, 1959
7. Bill Haley and His Comets, 1960
8. Haley's Juke Box, 1960
9. Twist, 1961
10. Bikini Twist, 1961
11. Twist Vol. 2, 1962
12. Twist en Mexico, 1962
13. Madison, 1963
14. Carnaval de Ritmos Modernos, 1963
15. Rock Around the Clock King, 1964
16. Surf Surf Surf, 1964
17. Whiskey a Go-Go, 1966
18. Biggest Hits, 1968
19. Rock Around the Country, 1971
20. Just Rock 'n' Roll Music, 1973
21. Everyone Can Rock and Roll, 1979

Milosh Smutný

You may need: Adobe Flash Player.

Thirteen Women (1954)

See video

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.