Всероссийский конкурс пианистов им. Лебензон-2022 завершился

Всероссийский конкурс пианистов им. Лебензон-2022“Музыка … должна идти от сердца и быть обращена к сердцу”
(С. В. Рахманинов)

В нашем материале мы расскажем о том, как проходил первый Открытый Всероссийский конкурс пианистов им. М. С. Лебензон в Новосибирске. Своими впечатлениями о нем поделятся члены жюри, его председатель Екатерина Мечетина, а также лауреат первой степени Лев Терсков.

6-10 декабря 2022 состоялся открытый Всероссийский конкурс пианистов им. М. С. Лебензон в рамках мероприятий, посвященных 150-летию со дня рождения С. В. Рахманинова, который будет отмечаться в 2023 году. Конкурс проходил в Новосибирске – на творческой родине пианистки и выдающегося педагога Мери Симховны Лебензон, профессора Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки, заслуженного деятеля искусств РФ.

Уютный зал Новосибирского колледжа им. Мурова гостеприимно собрал у себя конкурсантов: 90 исполнителей от 9 до 35 лет со всей России – от Калининграда до Владивостока. Среди них не только молодые пианисты, но и уже добившиеся признания зрелые музыканты, пожелавшие отдать дань памяти великому педагогу.

Своими воспоминаниями о М. С. Лебензон поделился Владимир Калужский, художественный руководитель Новосибирской филармонии, член конкурсного жюри: «Мы попали в Новосибирск в одно и то же время в начале 60-х годов. Тогда это был молодой развивающийся город, и много кто из творческий интеллигенции нашел здесь свой дом. На фоне «ленинградской школы», широко представленной здесь в те годы, Мери – выпускница Московской Консерватории по классу А. Б. Гольденвейзера – была такой белой вороной. А когда она начинала играть, то приковывала к себе всеобщее внимание. Это была не только яркая пианистка, но и великолепный педагог с очень чутким, но достаточно твердым подходом. Именно благодаря ее труду сегодня во многом можно говорить о существовании новосибирской фортепианной школы. Ее ученики – ныне лауреаты многих престижных международных конкурсов – рассыпались по всему миру: Америка, Германия, Израиль».

Среди учеников Мери Симховны, принявших участие в конкурсе, были Лев Терсков (I место), Павел Третьяков (III место), Александр Усик (III место), Марк Парфенов (дипломант конкурса). Также блестяще проявили себя ученики Николая Луганского: студенты МГК им. Чайковского Наталья Осинцева (II место) и Андрей Анохин (дипломант конкурса). Стоит отметить и Саратовскую Консерваторию, студент которой Иван Андреев получил диплом участника третьего тура. В целом, это был парад пианистов, связанных как со школой Мери Лебензон, так и с другими школами, ведь заявки на конкурс были приняты со всей страны.

По требованиям конкурса каждый должен был исполнить музыку Рахманинова. Она была представлена от знаменитой прелюдии до-диез минор до второго фортепианного концерта. Остальная программа – на собственный выбор участников. В эти дни со сцены звучала россыпь ноктюрнов Чайковского, произведения Шопена, Скрябина, Стравинского и Прокофьева. Звучали и такие «дофортепианные» вещи, как Соната Доминико Скарлатти и многое-многое другое. Несмотря на то, что некоторые произведения повторялись (например, «Размышление» Чайковского), это нисколько не портило впечатления. Напротив, было интересно слушать их различные интерпретации (в академических рамках, разумеется) и наблюдать, как различные школы дополняют друг друга.

Говорить о таланте и выразительности исполнения конкурсантов излишне. Безусловно, все они выложились до предела, учитывая, что время программы доходило до 45 минут – фактически целое концертное отделение. Глядя на этих молодых музыкантов и слушая их исполнение, невольно приходит понимание, какие титанические труды каждый из них прикладывает, чтобы суметь показать всю мощь и красоту бессмертной музыки.

В состав членов жюри вошли его председатель Екатерина Мечетина, солистка Московской филармонии, заслуженная артистка РФ, Владимир Калужский, художественный руководитель Новосибирской филармонии, заслуженный деятель искусств России, Олег Малов, заслуженный артист РФ, профессор Ленинградской консерватории, и другие заслуженные артисты, лауреаты международных конкурсов и пианисты мирового уровня.

Абсолютным и бесспорным победителем, по единогласному мнению жюри, стал Лев Терсков, ученик Мери Лебензон, солист филармонии, пожалуй, лучший и перспективнейший пианист г. Новосибирска.

«Когда выходит музыкант, начинает играть свою программу, а мы невольно все вздрагиваем от его необычного отношения к фортепиано, и он покоряет нас главным: звуком — это и есть главный критерий оценки. — объяснил выбор жюри Владимир Калужский. — Хотя Лев Терсков — человек, которого я знаю давно как серьезного пианиста, но это было для меня совершенное открытие. Особенно его исполнение в первый заезд было просто феноменально. Я за него волновался. Он очень глубинный молодой человек с точки зрения фортепиано. Безусловно, это весьма достойный последователь мастера. Нам очень повезло, что он у нас в Новосибирске».

Лев Терсков рассказал о своей подготовке к конкурсу: «Часть программы я проходил еще в студенчестве под руководством Мери Симховны: сонату Прокофьева, вариации Рахманинова. Сонаты Скарлатти, балладу № 1 Шопена я разучил в детстве, лет в 12. А Чайковский и Моцарт — относительно «новые». Безусловно, контекст времени предъявляет свои критерии к исполнителям, которые и влияют на интерпретацию. Если мы послушаем, как исполняли произведения Шопена лет тридцать назад, то, определенно услышим разницу. Но, по сути, они неисчерпаемы по своему внутреннему содержанию. Они словно вечные маяки, к которым обращаются поколения за поколениями и находят в них то, что необходимо каждому».

Екатерина Мечетина, председатель жюри конкурса, которая имеет большой опыт работы в жюри на музыкальных конкурсах в различных возрастных категориях, еще много лет назад выделяла Льва Терскова среди других молодых музыкантов: «Льва я знаю давно, еще с Дельфийских игр 2012 года, — рассказала она. — Уже тогда он был очень ярким, хотя и совсем молодым исполнителем. Я запомнила его, потому что он действительно был индивидуальностью. Очень отрадно было наблюдать его  огромный творческий рост: сейчас это  уже сложившийся художник. Приятно, что именно ученик Мери Симховны стал безоговорочным победителем буквально с первой ноты».

Лев Терсков поделился своими впечатлениями от конкурса: «Для меня этот конкурс не только состязание, но и музыкальное Приношение нашему Учителю, — пояснил он. — Мери Симховна всегда нам, ученикам, говорила: «Участвуя в конкурсе, ты должен настраиваться на победу!». Конечно, настрой был соответствующий, но дело не только в нем. Большим стимулом стало творческое общение с такими же увлеченными людьми, которое помогало играть более вдохновенно и полно, преодолевать себя, выходить за свои условные границы. И когда это свершается, то ощущаешь радость, трепет и спокойствие от чувства выполненной задачи».

В зале царила теплая, уютная атмосфера благодаря тому, что его заполняли не просто ценители музыки, а люди, которые живут ею: студенты, преподаватели. Конкурс длился 4 дня подряд, и каждый день прикосновения к прекрасному приносил невероятный подъем внутренней энергии и воодушевление. Слушатели то и дело сменяли друг друга, однако это только добавляло прелести и несколько разряжало серьезность обстановки. В фойе висел экран, который транслировал прослушивания, а в перерывах между ними звучала музыка в исполнении самой Мери Лебензон.

Ярким событием этих дней стал полуторачасовой концерт Дании Хайбуллиной, одного из членов жюри, а в прошлом – ученицы М.С. Лебензон. Слушатели были в восхищении от прекрасного исполнения гениальной музыки Шопена.

После награждения Екатерина Мечетина провела мастер-класс с участием победителя, на котором слушатели вновь могли насладиться музыкой Фредерика Шопена. По словам маэстро, на сцене развернулся равноправный диалог двух состоявшихся коллег-музыкантов, давший зрителям возможность наблюдать интереснейший разбор техники и тончайших нюансов исполнения произведения: «Мастер-класс был возможностью с ним пообщаться: мы разговаривали на одном языке, что-то обсуждали, дискутировали. Но даже если бы не произошло словесного общения, по игре слышно, что это человек с абсолютно своим взглядом на искусство, со своим почерком. Когда я вблизи увидела его технологию исполнения, поняла что это совершенно зрелый пианизм – на уровне приемов, рук, звукоизвлечения». Несмотря на это, Лев чутко прислушивался к мнению Екатерины Васильевны и учитывал все ее комментарии.

Е. В. Мечетина отметила, что было очень радостно от того, что конкурс состоялся: “Насколько я знаю, он был придуман еще при жизни Мери Симховны. Она одобряла эту идею и то, что он был реализован – это замечательно! Мери Лебензон до последних дней была в активной творческой форме, работала с учениками до последнего, и это большой подарок судьбы! За 60 лет творческой жизни, конечно, накапливается колоссальный опыт, свои взгляды и, главное, своя методика, которая породила зеленые веточки на музыкальном дереве. И так приятно теперь было видеть целую плеяду ее учеников разных лет и в жюри, и на сцене, среди победителей, и среди учеников учеников даже. То, что она в них вложила — еще живо, оно трепещет, оно продолжается. Смена поколений – одно из самого ценного, что есть в нашей преподавательской практике, творческой жизни. Главная цель, как мне кажется, достигнута, имя Мери Симховны сохраняется, уважается, почитается и продолжается”.

Анна Полетаева

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.