Вопрос о происхождении Христианства

Иисус ХристосНаиболее сложной проблемой в истории христианства является вопрос о его происхождении. Этот вопрос стал предметом продолжительных и весьма разнообразных споров и суждений. В литературе по этому поводу можно проследить два основных направления. Одно ведет происхождение от традиционной богословской точки зрения, согласно которой христианство было основано богочеловеком Иисусом Христом, жившим в Палестине в годы царствований римских императоров Августа и Тиберия (начало I в. н. э.) и проповедовавшим свое учение.

Это учение было передано человечеству его учениками-апостолами и сделалось впоследствии достоянием людей. Данная точка зрения в несколько упрощенной и наукообразной форме перешла и на страницы многих исторических трудов. В частности, так называемая Тюбингенская протестантская школа библеистики попыталась подойти к Евангелиям с позиций научной критики. Она устранила, по их мнению, явно фантастический элемент в евангельских текстах, все чудеса и противоречия, но при всем этом тюбингенцы постарались "спасти то, что еще можно спасти" и сохранить "какое-то историческое зерно" в евангельских повествованиях. Исповедуя христианство тюбингенцы с одной стороны пытались поддержать авторитет религии и сохранить церковное представление о происхождении христианства, а с другой, будучи очарованы новой методологией выявления несоответствий в библейских текстах, не могли устоять от искушения ею воспользоваться.

К числу представителей этого направления относится Давид Штраус – самый крупный протестантский историк христианства. Штраус больше других сделал для отстранения, как он выражался сам, "мифических наростов и наслоений" на образе "исторического" Иисуса. Штраус впервые осмелился применить к христианству понятие "миф", тем не менее продолжая утверждать, что в основе евангельских текстов лежат подлинные исторические события, относящиеся к личности галилейского проповедника Иисуса.

Другое, противоположное направление в изучении раннего христианства – его можно назвать антиклерикальным – ведет свое начало от просветительской литературы XVIII в., точнее, от Шарля Дюпюи. Этот предтеча мифологической школы, как известно, толковал все образы богов и героев как астрально-мифологические олицетворения. С этих же позиций подходил он, хотя и мимоходом, к образу Иисуса Христа, считая его тоже солнечным богом.

В середине XIX в., когда уже были лучше изучены религии древнего мира с их культами великих богов природы, умирающих и воскресающих богов растительности, "свободомыслящие" ученые начали и в христианстве выявлять многочисленные совпадения с древними восточными культами. Они стали приходить к выводу, что образ Христа составился из сложенных вместе черт древних восточных богов – Осириса, Митры, Диониса и др., а частью из древнееврейских пророчеств, в которых тоже видели астрально-мифологические мотивы. Отсюда делали и тот вывод, что в христианстве вообще нет ничего оригинального и ценного для духовности и культуры, что это просто перепевы древних астральных и других мифов еврейского, египетского, сирийского и другого происхождения. Историческую личность Иисуса Христа ученые этого направления начисто отрицали.

Так смотрели на раннее христианство отчасти Джемс Фрэзер, Уильям Смит, Джон Робертсон, Артур Древе, и в особенности Анджей Немоевский. Все они были идеалистами, а некоторые из них и религиозными людьми. Борясь с грубыми суевериями, они старались поставить на их место утонченную религию вроде отвлеченного деизма. Во всяком случае, подобно богословам-тюбингенцам, "свободомыслящие" ученые-мифологи изучали христианство только в плане взаимодействия чисто религиозных идей и вовсе не ставили вопроса об исторических условиях возникновения христианства. С другой стороны, борясь против клерикального тезиса об особом, исключительном характере христианства по сравнению со всеми остальными религиями, последователи мифологической школы впадали в другую крайность и вообще не видели в христианстве ничего нового и ценного, рассматривая его как своего рода механическое смешение давно известных идей. Словом, мифологическая точка зрения грешила отсутствием историзма и культурного осмысления.

Первым из исследователей, кто попытался подойти к изучению проблемы происхождения христианства с более-менее объективной точки зрения, был Бруно Бауэр – прогрессивный немецкий мыслитель, левый гегельянец. В этом направлении Б. Бауэр сделал, пожалуй, больше, чем все его предшественники вместе взятые, и впервые "расчистил почву" для непредвзятого исследования истории раннего христианства. Прежде всего Бауэр доказал, что раннее христианство представляло собой своего рода синтез восточных (иудаистских) и западных (эллино-римских) религиозно-философских идей. Этот подход впервые позволил в полной мере рассмотреть исторические условия возникновения христианства, его социальные корни и культурное значение.

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.