В Новосибирске завершился V Всероссийский конкурс баянистов и аккордеонистов им. А. В. Крупина

V Всероссийский конкурс баянистовКонкурс проходил с 12 по 16 апреля 2023 года в концертном зале «Изумрудный» Новосибирской специальной музыкальной школы. География конкурса простиралась от Урала до Дальнего Востока, заявки подали около 100 участников от 9 до 25 лет.

Событие состоялось в память о выдающемся педагоге и виртуозном музыканте, профессоре Новосибирской государственной консерватории Александре Витальевиче Крупине. Цели конкурса – популяризация игры на баяне и аккордеоне, а также отслеживание тенденций исполнения в репертуаре, школах и отношении к выступлениям. Конкурсные прослушивания проходили в номинациях “соло” и “ансамбль” в шести возрастных категориях.

В день открытия конкурса победители, обладатели гран-при прошлых лет и члены жюри представили замечательную программу. Необычайно впечатляющими получились выступление квартета баянистов под руководством А. В. Рубина с увертюрой к кинофильму «Дети капитана Гранта» и дуэт профессоров кафедры народных инструментов НГК А. В. Кугаевского (домра) и М. Я. Овчинникова, исполнивших “Чардаш” Ф. Листа. Гвоздем торжественной части стали спонтанные импровизации В.А. Романько, профессора Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского. Темы для его экспромтов предлагали слушатели.

Программа конкурсных выступлений строилась достаточно свободно, строгие требования предъявлялись только к старшей категории. Они исполняли произведения XVIII века, венскую классику, а также эстрадную музыку или обработки народных песен и танцев. Со сцены разливались мелодии Баха, Генделя, Моцарта, Скарлатти, Вивальди, Чайковского, Рахманинова и современных композиторов.

Первое место в старшей возрастной категории занял студент второго курса НГК Михаил Пуртов из Новосибирска. Александр Глушков, Денис Кушнарев, Данил Саламатов, Адалина Виллер стали лауреатами II степени.

В состав членов жюри вошли профессора высших учебных заведений культуры из Новосибирска, Красноярска, Екатеринбурга и Владивостока: его председатель, заслуженный артист России Г. П. Черничка, заслуженные артисты РФ А. К. Капитан, С. Ф. Найко, член общественного совета при министерстве культуры Новосибирской области М. Я. Овчинников и народный артист России В. А. Романько.

По итогам конкурса состоялся круглый стол с участием членов жюри, а затем Геннадий Черничка рассказал о своих впечатлениях от прослушиваний и дальнейших перспективах развития.

– Каковы были критерии отбора и как вы в целом оцениваете подготовку молодых музыкантов?

– По сравнению с предыдущими прослушиваниями планка поднялась очень высоко. Мы создали много призовых мест, потому что игра была стабильной, интересной, а в старшей категории – даже зрелой и профессиональной. Редко случается, чтобы все в комплексе было хорошо. Из недостатков мы замечали слабость кантилены, форсаж звука или, наоборот, почти неслышимое пианиссимо. Порог оценки уже отработан, нам совершенно ясно, красивый звук или с дефектом. Всегда слышно, играет музыкант или еще ученик – по тому, как он фразирует, как ведет звук. Если мелкие недостатки – “цепляние” нот, попадание мимо баса – перекрывались зрелостью музыканта, его умением прекрасно слышать полифонию, мы меньше обращали внимания на них. А когда игра строилась преимущественно на технике, мы придирались достаточно жестко.

– Некоторые пьесы в репертуаре участников периодически повторялись. Остались ли вы в целом довольны выбором конкурсных произведений?

– Поиск репертуара – одна из важнейших задач педагога. С одной стороны, требуется показать лучшие качества своего ученика, с другой – обратиться к редко звучащей музыке, привлекая публику. Хорошо, когда репертуар постоянно обновляется. Наши инструменты имеют богатейшие возможности, но, к сожалению, количество качественного материала для них ограничено. А хотелось бы слышать больше интересных произведений: либо удачное переложение классики, особенно русской, либо яркую эстраду или что-то свежее, современное. На аккордеоне и баяне такая музыка звучит не менее великолепно, чем на рояле, ведь на наших инструментах управляемый звук. Мы можем добиться таких тонкостей, которые, при всем уважении к фортепиано, ему не уступают. Вполне допустимо самостоятельно делать редакции сложных произведений. Это отличная возможность проявить творчество в соавторстве, которое стимулирует развитие учеников и педагогов. Ансамбли баяна или аккордеона с другими инструментами – духовыми, ударными, гитарой, виолончелью – также украсили бы выступления музыкантов.

– Вы планируете изменить что-то к следующему конкурсу через три года, или условия сохранятся прежними?

– Мы хотим поменять некоторые условия, добавить требования в каждую группу, особенно в старшую. Возможно, разделим ее, чтобы устранить неравную конкуренцию между первокурсниками и аспирантами. Может быть, сделаем третий тур с народным оркестром, он бы придал конкурсу некую завершенность.

Конкурс проходил в рамках региональной составляющей федерального проекта “Творческие люди” национального проекта “Культура”. Среди организаторов конкурса – министерство культуры Новосибирской области, НГК им. Глинки, музыкальный колледж им. Мурова, НСМШ г. Новосибирска.

Анна Полетаева

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.