В Новосибирске состоялся международный фестиваль фортепианных дуэтов

Фестиваль фортепианных дуэтовВ сентябре 2023 года в Новосибирске прошел VIII международный фестиваль фортепианных дуэтов «Сибирские ассамблеи». Зрители насладились одновременной игрой на восьми роялях, нетривиальным сочетанием музыки Баха и джаза, чередой юбилеев и другими сюрпризами.




Рояльный октет виртуозов

В первый день фестиваля известнейшие композиции прогремели одновременно на восьми роялях, несколько произведений играли сразу 16 человек: по два пианиста за одним инструментом. Благодаря яркости и гениальности репертуара, искрометности и виртуозности исполнителей в программе органично переплелась музыка таких разнохарактерных композиторов, как Моцарт, Рубинштейн, Чайковский, Стравинский, Хольст. Посреди роялей разместилась ударная установка, без которой было бы немыслимо ритмическое «Болеро» Равеля.

Любовь к музыке способна творить чудеса, превращая музыкальные дуэты в семейные пары. Славянские танцы Дворжака исполнили четыре супружеских тандема, один из которых – Эльвира и Анатолий Полонские – вместе уже 35 лет.

В исполнении мужской половины ансамбля монументально прозвучали бравый «Военный марш» и энергичная сюита «Время, вперед!» Свиридова. В противовес мощным интонациям прекрасные дамы сыграли пленительно-лиричный вальс Ричарда Рождерса.

Первый концерт завершился эффектным «Танцем с саблями» Хачатуряна, когда за роялями расположились все музыканты. За шумными овациями последовало исполнение «Танца» на бис. Окончание вечера ознаменовалось поздравлением Игоря Цыганкова с 65-летним юбилеем. С ним основатель фестиваля Геннадий Пыстин на протяжении 13 лет играл в звездном дуэте.

Великолепное звучание старинных роялей в роскошном банкетном зале бизнес-центра «Лига-Капитал» раскрыло изумительный колорит программы. Каждый инструмент хранит свою вековую историю, самому старому роялю уже 183 года. Достойное место в коллекции занимает и замечательный рояль прославленной на весь мир пианистки и педагога Мэри Лебензон, ученики которой приняли участие в концерте.

Концерт-посвящение великим мастерам

Эмоции от предыдущих выступлений еще не остыли, а впереди предстояло грандиозное представление почти на четыре часа. Фактически вместо одного концерта зрители услышали сразу две полноценные разноплановые программы: первая часть официальная, концерт-посвящение, вторая – гала-концерт «Геннадию Пыстину – 70!».

Два выдающихся фортепианных дуэта в этом году отметили 25-летние юбилеи: Ирина Селиванова с Максимом Пурыжинским (Москва) и Наталья Котова-Громова с Валерием Боровиковым (Минск). Гости из Минска представили переложение для двух фортепиано Поко-аллегретто из Третьей симфонии Брамса и две фантазии на еврейские темы И. Попова. Столичный дуэт исполнил адажио из балета Хачатуряна «Спартак».

В дни форума невозможно было обойти вниманием имя Александра Бахчиева. Александр Георгиевич, игравший в дуэте с Еленой Сорокиной, вывел фортепианный ансамбль на новую орбиту. В 1989 году пианисты стали президентами Общенациональной ассоциации фортепианных дуэтов. Не так давно Ассоциация вошла в Российский музыкальный союз, в составе Гильдии исполнительского искусства, председателем которой является Екатерина Мечетина. Дуэт Полонских при участии вокального ансамбля Павла Шаромова посвятил маэстро Бахчиеву четыре фрагмента из цикла Брамса «Песни о любви».

Музыканты также отдали дань памяти и великой пианистке и педагогу – Мэри Лебензон, которая готовила дуэты со студентами своего класса. Её ученики приняли участие в концерте, исполнив чудный вальс Владимира Ребрикова из оперы-сказки «Елка».

Публике посчастливилось услышать редко исполняемые многоклавирные концерты, которых у И.С.Баха всего два, в сопровождении камерного оркестра под управлением Эммануэля Ледюк-Барома. В одном из концертов снова солировали выпускники Мэри Симховны.

Идейные вдохновители и организаторы фестиваля Геннадий Пыстин и Дмитрий Карпов с огромным удовольствием играют сочинения сибирских композиторов. Особое место в их репертуаре занимает музыка Юрия Ащепкова. «Ave Maria» Баха-Ащепкова наполнила зал, в котором находился сам Юрий Евгеньевич, тихим светлым восторгом.

Юбилей основателя «Сибирских Ассамблей»

Все композиции, представленные во второй части концерта, так или иначе были связаны с творческой биографией Пыстина. В свое время зажигательная музыка Александра Цфасмана часто звучала в исполнении знаменитого дуэта Пыстина и Цыганкова. Дуэт возник ровно 35 лет назад и прославился на весь мир своими живыми эмоциональными выступлениями с элементами инструментального театра. В этот раз музыканты вновь порадовали публику блистательным исполнением пьес «Веселый вечер» и «Ожидание».

В репертуаре дуэта более 200 произведений различных жанров от классики до современной музыки. В Монреале огромный интерес вызвало произведение последнего русского авангардиста Альфреда Шнитке «Гоголь-сюита», написанное по просьбе Юрия Любимова для спектакля «Ревизская сказка». Увертюра из сюиты Шнитке предварила юмористическую сценку, которую разыграли музыканты, включив в неё поздравление Сергею Рахманинову, чей полуторавековой юбилей весь мир отмечает в этом году.

Более двух десятков лет публика знает и любит фортепианный дуэт Пыстина с Карповым, очаровавший слушателей пьесами «Апрель.Подснежник» из цикла «Времена года» Чайковского в джазовой обработке и «Финал» из «Пушкин-сюиты» Шнитке.

Сюрпризом для всех стало музыкальное поздравление юбиляру от Ирины Селивановой и Максима Пурыжинского, исполнившими Прелюдию из партиты ми-мажор для скрипки соло Баха-Рахманинова в авторской обработке. Поздравили маэстро и корифеи сибирского джаза Игорь Дмитриев и Евгений Серебренников..

Геннадий Пыстин считает себя очень счастливым человеком, потому что судьба не только постоянно сводит его с выдающимися людьми современности, но и устроила встречу мастера с его Маргаритой. С Маргаритой Дорониной они познакомились в 2007, и спустя некоторое время профессиональный творческий дуэт перерос в семейный. На фестивале пара сыграла первую часть Прелюда из сюиты-балета «Точки джаза» Фрэнсиса Лэйка и музыку из фильма «Мужчина и женщина» Клода Лелуша.

Вокруг Геннадия Анатольевича, как истинной души компании, объединились друзья, коллеги, единомышленники. Не остались в стороне его ученики и сыновья. Первоклассный джазовый пианист Алексей Пыстин выступил с замечательной «Play, piano, play!» Эррола Гарнера.

Феерический концерт увенчался ремейком популярной «Песенки крокодила Гены». На сцену вышли ансамбль Павла Шаромова, Даниил Пыстин и, конечно, юбиляр с аккордеоном, прекрасно заменившим ему гармошку, – веселый и счастливый.

Анна Полетаева

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.