Тулуз-Лотрек среди нас. Эстетизация вульгарности или отображение внутренней гармонии?

Тулуз-Лотрек со своими работамиБлестящая пошлость или подноготная падших душ, вызывающая сопереживание? Анри Тулуз-Лотрек дал миру «красивую развязность», то есть воспроизвел своеобразную эстетизацию вульгарности. Неприличностей в современности – масса, но вот сделать из них тонкий психологический изыск, сдается мне, мы можем только с помощью Тулуз-Лотрека. И когда жизнь наполняется образами его полотен, весь уличный сор кажется не таким уж гадким и отвратным.

Французский постимпрессионист не скупился на самые смелые идеи. Писал черновой вариант богемного мира. На его портретах предстают во всей своей даже некоторой беззащитности танцовщицы кабаре Монмартра. Жанна Авриль – красотка с тяжелым детством: что оставалось делать девочке, которую бросил отец, и прятавшейся от побоев матери в сумасшедшем доме? Ей оставалось лишь танцевать в свете красных фонарей, надеясь на успех у шумной толпы. Попрыгунья Ла Гулю находилась в похожей ситуации: дочь прачки, она любила представлять себя дамой из высшего света и наряжаться в одеяния танцовщиц, которые оставляли для стирки. Впоследствии за ее дерзкими выходками скрывалась надежда вырваться в лучшую жизнь. Даже если для этого приходилось выплясывать подобие кадрили перед сотней глаз.

Тулуз-Лотрек - Жанна Авриль, афиша, 1893 г. Тулуз-Лотрек - Ла Гулю, входящая в Мулен Руж с двумя женщинами, 1892 г. Тулуз-Лотрек - Сидящая клоунесса Ша-У-Као, 1896 г.
Жанна Авриль, афиша, 1893 Ла Гулю, входящая в Мулен Руж с двумя женщинами, 1892 Сидящая клоунесса Ша-У-Као, 1896

А Ша-У-Као – актриса поистине невообразимая. Ее вызывающее поведение было заявкой на независимость. Помимо своей танцевальной карьеры женщина не стеснялась прослыть клоунессой, не боялась открыто выражать свое мнение на тот или иной счет, невзирая на чье-либо осуждение.

У Тулуз-Лотрека мир полуподвальный, демонстрирующий посторонним свои чулки и энергично машущий ногами в канкане. Как писала одна из выступающих в «Мулен Руже»: «Музыка сжимается в моей груди, бросается в голову, как пары шампанского. При последней ноте ритурнели я в опьянении». Нашему столетию подошла бы размазанная тушь парижских кокоток.

Но нынешнему параду страстей не хватает самоуважения. В живописи постимпрессиониста определенное достоинство исходит прямиком от самого автора, недаром за Тулуз-Лотреком значится аристократичный древний род. Натурщицы его экстравагантны при всей своей чрезмерной откровенности. Посетив галерею Анри, мы словно присутствуем в момент, когда незнакомки наводят утренний марафет или надевают корсет – в такой манере постоянно проглядывает что-то, что обычно остается в тени, считается интимным. И тем самым позволяет лучше понять естество и поведение персонажей. В картинах «Сидящая танцовщица в розовом трико», «Туалет» чувствуется отголосок Дега. Тождественные позы и гамма.

Тулуз-Лотрек - Клоунесса Ша-У-Као в Мулен Руж, 1895 г. Тулуз-Лотрек - Сидящая танцовщица в розовом трико, 1890 г. Тулуз-Лотрек - Туалет 1896 г.
Клоунесса Ша-У-Као в Мулен Руж, 1895 Сидящая танцовщица в розовом трико, 1890 Туалет, 1896

Я не выступаю за поэтизацию проституток. Хотя истории профурсеток, подведенных к этой черте беспощадной жизнью, часто обыгрываются в книгах. Сонечка Мармеладова из «Преступления и наказания», танцовщица Манон (Антуан де Сент-Экзюпери), в повести «Яма» Куприна, у Ги де Мопассана в конце концов. Но нет. Меня это раздражает, а вот у Анри что-то другое: его женщины принимают себя такими, какие они есть, и ничуть не комплексуют. Ежели намечается разлад с собственным внутренним миром – можно позаимствовать самоудовлетворенность лотрековских дам. И вмиг обретаешь равновесие.

Как хочется вернуть и манеру плакатов Анри! С его однотонными полями на бумаге и гротескным гибким рисунком. Обобщенные карикатуры: не отвлекаешься на подробности и поглощаешь одну цельную фразу, ту, что высказывает живописец. Афиши «Мэй Милтон» и «Японский диван» – почти хрестоматийные. А «Аристид Брюан в своем кабаре»… шансонье, запечатленного в двух цветах, теперь никогда ни с кем не спутать.

Тулуз-Лотрек - Афиша «Японский диван» 1892-1893 г.г. Тулуз-Лотрек - Мэй Милтон, плакат, 1895 г. Тулуз-Лотрек - Аристид Брюан в своем кабаре, 1893 г.
Афиша «Японский диван», 1892-1893 Мэй Милтон, плакат, 1895 Аристид Брюан в своем кабаре, 1893

В век, когда Климта отпечатывают на зонтиках и сумках, а Ротко висит в «Макдоналдсах», и для Тулуз-Лотрека нашлось бы место в подземных арт-кафе. До сих пор сомневаюсь, уместно ли наблюдать великих в повседневном обличье городской среды, может, их дом – только музей. Но, с другой стороны, так у полотен есть шанс не быть забытыми.

Мария Сопкалова

Комментарии

Аватар пользователя alisa
Равновесие – штука шаткая. Иногда его можно обрести и в эстетике безобразного, только вот на долго ли? Каким бы ни было все это завораживающим и привлекательным, так можно лишь раскачать амплитуду маятника от белого к черному, от грязного к чистому и обратно по тому же пути. Гармония не может быть пьяной, распутной, надрывной. Отсутствие комплексов у лотрековских дам не говорит о равновесии.
Аватар пользователя Мария Сопкалова

Укол нравственности;)
Почему распустившиеся люди не могут чувствовать себя гармонично и уравновешенно?;)) а кто сказал, что священники пребывают в блаженном спокойствии? (возьмем тех же «Поющих в терновнике» –духовный отец Ральф терзался такими душевными муками, что не приведи Господь).
И в мире нет ничего безобразного. Все измеряется относительно заданной вами шкалы.

Аватар пользователя alisa

В мире масса безобразного. Есть общепринятые нормы поведения, отношений, оценок и в соответствии с ними есть прекрасное и безобразное. Эти нормы согласуются с мировыми законами и априори известны каждому, даже лотрековским кокоткам)))

Аватар пользователя homutovsky

распустившиеся люди не могут себя чувствовать гармонично потому, что сама их концепция мировосприятия негармонична... человек, стремящийся к плотским наслаждениям, идет по пути дисгармонии... он может лишь на короткие периоды времени насыщаться, но потом его желания становятся лишь еще большими... этот психический механизм известен с древних времен... только человек, находящий насыщение внутри себя может быть всегда сытым и, соответственно, уравновешенным... а свещенники здесь не причем... это посредничество между человеком и высшими силами, к сожалению, очень часто оказывается случайным...

что касается шкалы измерений, то ее все же задает не человек, иначе в мире был бы полный хаос... кто-то летал бы, кто-то ходил бы сквозь стены, кто-то мог бы не есть, а кто-то не дышать... но на всех нас действует сила притяжения, инстинкты, архетипы и т.д. на что-то, конечно, мы можем влиять... на свое здоровье, на отношение окружающих людей, мы можем своими силами стать успешниыми и даже счастливыми, но все это не путем распутства... и имеенно нравственная чистота позволяет нам качественно менять этот мир и это чувство дает гармонию :)

Аватар пользователя Мария Сопкалова

В воздухе, как мне кажется, блуждает мысль, что кокотки Парижа априори безобразны. Отчего? Только оттого, что они кокотки? Тогда по схожему принципу возьмем другую крайность: преступник - 100% мерзавец, так получается? Одно злодеяние перекрывает все его добрые стороны? Не могу судить кого-то окончательно и бесповоротно.
Во втором пассаже был намек) на Бога. Абсолютно согласна, что он дал нам изначальную истину и правду. Остальные критерии добра додумали мы. Повсюду – одна лишь благость, стоит только перестать судить и оценивать.

Аватар пользователя homutovsky

да нет же... речь шла о том, способствует ли образ кокотки обретению психического равновесия... с живыми людьми, конечно, все сложнее... плохих людей вообще не существует, есть только заблуждающиеся :) людей никто не судит :)

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.