Soft Machine, The

Soft MachineАнглийский коллектив The Soft Machine был назван в честь романа Уильяма Берроуза "Мягкая машина" (англ. The Soft Machine). Группа является истинным украшением таких серьезных направлений музыки, как джаз-рок, психоделический рок и прогрессив. Стиль исполнения этого коллектива всегда был весьма сложным для восприятия и камерным. The Soft Machine вместе со своими земляками Caravan cчитаются основоположниками кентерберийского рока.

The Soft Machine образовались в 1966 году в небольшом, но очень старом городке под названием Кентербери на востоке Великобритании. Прародителем коллектива была известная в узких кругах группа Wilde Flowers, ставшая этаким "плацдармом" для музыкантов-экспериментаторов, которые помимо The Soft Machine впоследствии создали Caravan, Gong, Kevin Ayers, National Health и Hatfield and the North. Благодаря своим музыкальным опытам в составе Wilde Flowers и Daevid Allen Trio музыканты уже имели некоторую популярность и новая группа сразу же стала желанным гостем во многих андеграундных клубах столицы.

Отцами-основателями коллектива, через который в будущем пройдет огромное количество музыкантов, были барабанщик и певец Роберт Уайетт (Robert Wyatt), басист Кевин Эйерс (Kevin Ayers), гитарист Дэвид Аллен (Daevid Allen) и клавишник Майк Рэтледж (Mike Ratledge). Однако свой первый альбом участники коллектива записали уже без Дэвида Аллена, который к тому времени в Париже успел основать Gong. Дебютная пластинка The Soft Machine с первых же аккордов дала понять британской общественности, что музыканты не собираются искать себя в популярном ритм-н-блюзе и даже не думают о написании шлягеров. Чистейшей воды психоделический рок, гипнотические мелодии и минорное звучание сразу же ориентировали группу на первый эшелон британского андеграунда.

Начиная со второго альбома в звучании коллектива появилась заметная тяга к инструментализму и традиционные для The Soft Machine музыкальные ходы и звучание, но, несмотря на это, диск по стилистике был весьма близок к дебютнику. Такие же короткие композиции с очень психоделическим уклоном. Начиная с третьего альбома «Third», вышедшего в 1970 году в виде двух пластинок, стиль группы полностью изменился. Очень длинные сюитные композиции с преобладанием джазовых мотивов сделали The Soft Machine всемирно известными. О новом кентерберийском звучании заговорили все, кто интересовался прогрессивным роком.

Четвертая пластинка The Soft Machine была логическим продолжением предыдущей – очень непростая музыка, способная «вывернуть наизнанку мозги» даже самым искушенным поклонникам этого музыкального направления. После этого альбома группу покинул один из ее лидеров – барабанщик Роберт Уайетт. К превеликой радости любителей экспериментального творчества The Soft Machine не распались и пригласили нового барабанщика. Группа продолжила свои музыкальные эксперименты, но сделал сильный крен в сторону джаза.

С выходом седьмого альбома в составе группы остался лишь один ее оригинальный участник – клавишник Майк Рэтледж, но звучание от этого хуже не стало. Благодаря притоку «новой крови» The Soft Machine вернулись к своим роковым корням. Представленный альбом, хоть и был прохладно встречен критиками, продемонстрировал джаз-рок высочайшей пробы.

В двух последующих альбомах лидером коллектива стал клавишник Карл Дженкинс (Karl Jenkins), постепенно вытеснивший Рэтледжа и сочинивший практически весь материал к этим работам The Soft Machine. На этих пластинках также заметно влияние двух гитаристов-виртуозов, сыгравших в записи альбомов немалую роль. Аллан Холдсуорт (Allan Holdsworth) блистал на "Bundles" (1975), а Джон Этеридж (John Etheridge) на "Softs" (1976).

Последний студийный альбом The Soft Machine "Land of Cockayne", который вполне можно назвать сольной работой Карла Дженкинса, вышел в 1981 году. К тому стилю музыки, который стал «визитной карточкой» группы, эта работа уже имела отношение весьма посредственное. В ее записи приняло участие большое количество именитых музыкантов, начиная с Джека Брюса (Jack Bruce) на бас-гитаре и заканчивая Диком Моррисси (Dick Morrissey) на саксофоне.

Состав:

  • Daevid Allen – guitars, vocals
  • Kevin Ayers – bass, vocals
  • Elton Dean – alto saxophone, saxello
  • Hugh Hopper – bass, acoustic guitar, alto saxophone
  • Mike Ratledge – organ, piano, harpsichord, flute
  • Robert Wyatt – drums, vocals
  • Roy Babbington – bass, double bass
  • John Etheridge – acoustic and electric guitars
  • Karl Jenkins – oboe, baritone and soprano saxophones, piano, celeste
  • John Marshall – drums
  • Steve Cook – bass
  • Marc Charig – cornet
  • Lyn Dobson – soprano saxophone, flute
  • Nick Evans – trombone
  • Jimmy Hastings – flute, bass clarinet
  • Allan Holdsworth – electric, acoustic, and 12-string guitars
  • Brian Hopper – soprano and tenor saxophone
  • Ric Sanders – violin
  • Alan Skidmore – tenor saxophone
  • Rab Spall – violin
  • Andy Summers – guitars
  • Alan Wakeman – soprano and tenor saxophones
  • Jack Bruce – bass
  • John Taylor – electric piano
  • Ray Warleigh – alto saxophone, bass flute
  • Dick Morrissey – tenor saxophone
  • Alan Parker – rhythm guitar
  • Stu Calver – backing vocals
  • John Perry – backing vocals
  • Tony Rivers – backing vocals

Избранная дискография:

  1. The Soft Machine, 1968
  2. Volume Two, 1969
  3. Third, 1970
  4. Fourth, 1971
  5. Fifth, 1972
  6. Six, 1973
  7. Seven, 1973
  8. Bundles, 1975
  9. Softs, 1976
  10. Alive & Well: Recorded in Paris, 1978
  11. Land of Cockayne, 1981

You may need: Adobe Flash Player.

Chloe And The Pirates - "Six" (1973)

See video

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.