Страшные сказки / Il racconto dei racconti (2015)

Страшные сказкиВ детстве мы не особо задумывались над тем, что почти все сказки, которые нам приходилось слышать и читать были страшными. В них правит бал гастрономический интерес к заблудившимся в лесу детям, волку вспарывают живот, чтобы достать оттуда еще непереварившуюся жертву, каннибалы подкарауливают зевак, а все яблоки и веретена сплошь отравленные. И не следует забывать, что сказки братьев Гримм и Шарля Перро дошли до нас в адаптированном варианте, где многие физиологические детали сглажены или даже отполированы до диснеевского благополучия.

А теперь представьте, что все тот же антураж с замками, принцессами, волшебством и приключениями стал доступен на другом уровне понимания. Теперь мы взрослые, и создатели фильма «Страшные сказки» (Il racconto dei racconti) не собираются от нас ничего скрывать. Наоборот, нам предлагают узнать, какую цену платит герой сказки за чудо, вникнуть в подробности мезальянса принцессы и людоеда, а также обнаружить, что случается с теми, кто остался на обочине волшебной жизни. И от этих деталей в какие-то моменты становится жутко, как в детстве, и немедленно хочется спрятаться за уголок одеяла. В кинотеатре одеяла нет, и я просто ерзаю на стуле, в тайне ото всех зажмуривая глаза на особо страшных, натуралистичных, так сказать, моментах.

А таких моментов зрителю представится немало. Режиссер «Страшных сказок» Маттео Гарроне, известный по фильмам «Реальность» и «Гоморра», приглашает нас в темный лес архетипов и фабул, древних, как мир. В своих живописаниях он ориентируется на книжный источник – «Сказку сказок» итальянского писателя Джамбаттиста Базиле. Кстати, в оригинале фильм называется «Il racconto dei racconti», что, в общем-то, и переводится как «Сказка сказок». Джамбаттиста Базиле не слишком известен у русскоязычного читателя, хотя именного этого писателя считают «дедушкой» многих популярных сказок, дошедших по версиям все тех же Перро и братьев Гримм. Из книги Базиле режиссер выбрал три истории, которые аккуратно скомпилировал в едином сюжете.

Фильм лишен голливудского мелькания картинки, но при этом вся фантастика, включая чудищ и прочих неведомых зверюшек, выдержана на уровне. Чего стоит только сцена, где «черная» королева в исполнении Салмы Хайек на фоне ослепительно белых покоев с аппетитом поедает алое сердце морского гада. Это неприятно, но абсолютно завораживает. Как и приключения сластолюбивого короля, которого играет ну очень подходящий по типажу Венсан Кассель, как и сталь ножа, зажатая в руке юной бледноликой принцессы. Средневековье, оно вообще не слишком уютное, что не мешает нам с жарким интересом наблюдать за происходящим на экране, волнуясь, предвкушая и не особо ожидая благополучной развязки. Ведь только в детских сказках на помощь приходят дровосеки, вспарывающие волку живот. Сказки Джамбаттиста Базиле построены по принципу «Кто ищет, чего не подобает, найдет то, чего не хочет». Заварили магическую кашу, извольте расхлебывать.

Ксюша Флегонтова-Семенченко

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.