Статуя Свободы

Статуя Свободы. АмерикаСтатую Свободы можно считать символом Америки: она не только приветствует всех прибывающих в Нью-Йорк морским путем, но и служит туристическим аттракционом, приносящим немалый доход. Со Свободой хотят познакомиться едва ли не все гости города. Добраться до островка, где она стоит, можно паромом от пристани Баттери-Айленд на Манхэттене – с моря открывается изумительный вид на самый красивый и фешенебельный район Нью-Йорка.

История создания знаменитой статуи началась в 1865 г. с дружеского ужина, устроенного французским правоведом Эдуардом Лабулэ. За трапезой хозяин предложил ознаменовать недавнюю отмену рабства в США сооружением статуи Свободы. Это было явным намеком на режим Наполеона III, вызывавший недовольство французских либералов. Гости не возражали, ведь они и сами относились к императору без восторга и видели в американской демократии пример для Франции. Один из них, 30-летний скульптор из богатой еврейской семьи Фредерик Огюст Бартольди, вдохновился идеей Лабулэ и стал обдумывать модель статуи. В 1867 г. он закончил проект. Правда, вначале установить статую предполагалось не в Америке, а... в Египте, где француз Фердинанд Лессепс вскоре намеревался завершить строительство Суэцкого канала. Статуя Свободы стояла бы у входа в него и освещала своим факелом путь проходящим судам, напоминая одновременно Колосса Родосского и каирского Сфинкса. Проект представили египетскому правителю Исмаилу-паше, который его отклонил – в казне не нашлось денег.

Позднее Бартольди осенила идея построить статую в США. «Я нашел прекрасное место, – писал он в своем дневнике. – Это остров Бедлоу в середине бухты. Он принадлежит правительству, т. е. всем штатам сразу, и находится прямо напротив входа в реку, который можно назвать воротами Америки».

Встал вопрос, из чего делать статую. Камень был труден для обработки и тяжел для перевозки. Бронза слишком дорога. Оставалась сталь, но никто до сих пор не возводил таких громадных стальных фигур. В итоге Бартольди решил сделать Свободу полой внутри, обшив медными листами каркас из стальных прутьев. Изготовление каркаса поручили инженеру Гюставу Эйфелю, уже прославившемуся своей башней, а обшивку заказали парижской фирме Каже и Готье. Бартольди очень хотел успеть к 4 июля 1876 г. – столетию Декларации независимости. Но работа оказалась слишком сложной. Кстати, с 1956 г. этот островок официально переименован в остров Свободы (Liberty Island).

В июне 1871 г. Бартольди отплыл в Нью-Йорк, пытаясь увлечь своей идеей американских богачей. Французский шарм Бартольди и его хорошо подвешенный язык распахнули перед ним двери лучших домов города. Его принимали президент Улисс Симпсон Грант, поэт Генри Лонгфелло, сенатор Чарлз Самнер. Он проехал чуть ли не всю страну, рассказывая о своем плане и демонстрируя модель статуи, наскоро слепленную им из гипса в нью-йоркском отеле. Американские толстосумы вежливо слушали, но раскошеливаться не спешили. Новые власти Франции видели в Америке союзника против враждебных европейских монархий. Бартольди и его друг Лабулэ убедили правительство Третьей республики профинансировать проект статуи Свободы. Пробным камнем стала статуя генерала Лафайета, французского маркиза, участника Войны за независимость США. Изготовленный Бартольди монумент был подарен мэрии Нью-Йорка. После этого настала очередь Свободы. В 1875 г. две страны разделили обязанности: французы оплачивали изготовление статуи и ее перевозку, а американцы – установку и пьедестал. В газетах появились призывы жертвовать деньги на памятник. Для поощрения спонсоров композитор Шарль Гуно специально написал «Кантату Свободы».

Многие миллионеры отказались пожертвовать на Свободу хотя бы доллар, а Рокфеллер во всеуслышание назвал затею чушью. Положение спас газетный магнат Джозеф Пулицер, одним он сулил завоевание французского рынка, другим обещал приток туристов, а неграм напоминал, что статуя знаменует их освобождение от рабства. В августе 1885 г. необходимые 100 тыс. долларов удалось собрать.

К августу 1876 г. была готова только рука с факелом длиной 10 м. Ее привезли в Филадельфию, где каждый желающий за 50 центов мог не только поглядеть на диковину, но и вскарабкаться по лесенке на балкончик, окружавший факел. Впереди была Парижская всемирная выставка 1878 г., на которой Бартольди планировал показать голову статуи. Но он опять опоздал – выставка открылась в мае, а голову в ореоле лучей доделали лишь в июне. Причиной стала вечная нехватка денег. Наконец, кто-то из друзей посоветовал скульптору провести благотворительную лотерею. Совет оказался спасительным - всего за год удалось собрать 250 тыс. франков, чего с лихвой хватало на завершение работ.

В октябре 1881 г. все части статуи были готовы, и Бартольди приступил к ее сборке в Париже. Он писал американским друзьям: «Свобода уже возвышается над ближними домами, а весной ее увидит весь город». Общая высота статуи от сандалий до верхнего луча короны достигала 46 м. Семь лучей короны символизировали земные континенты, а 25 окошек в ней – «природные богатства». Свободу одели в тогу, напоминающую о принципах античной демократии. Ее факел означал Просвещение, а ногами она попирала разорванные цепи рабства.

В короне статуи устроили смотровую площадку диаметром 10 м. Вход в статую был спереди, а аварийный вход находился в пятке левой ноги. Еще одна лестница вела к факелу. К нему собирались подвести газ, тут подоспело изобретение Эдисона, и свет факела стал электрическим. Внутри него размещалось 12 человек.

В июне 1884 г. все работы завершили – на торжественном открытии памятника присутствовали французский премьер-министр Ферри и посол США. Сразу после этого ее начали разбирать для долгого пути через океан. Между тем пьедестал для нее на острове Бедлоу еще не был готов. Конгресс несколько раз урезал расходы на его сооружение – американцы просто не могли попять, почему пьедестал должен стоить больше, чем сама статуя.

К тому времени 214 ящиков с частями статуи уже стояли на острове Бедлоу. Под руководством архитектора Ричарда Ханта срочно стали сооружать 27-метровый пьедестал. Его водрузили на основание высотой 15 м, на которое ушло 24 тыс. т. бетона. Пьедестал строили восемь месяцев, и еще полгода па нем монтировалась статуя. Наконец, 28 октября 1886 г. состоялось торжественное открытие. На улицах Нью-Йорка собралось около миллиона человек, на Уоллстрит организовали праздничное шествие. Собравшихся приветствовали президент Стивен Гровер Кливленд, посол Франции и представители крупного бизнеса – те самые, что не пожелали заплатить за статую. Конечно, присутствовал и радостный Бартольди, сказавший репортерам: «Сегодня сбылась мечта всей моей жизни». Потом он вместе с официальными лицами отправился на остров и сдернул с головы статуи гигантское покрывало, открыв миру сияющее лицо Свободы. Высота памятника вместе с пьедесталом достигала 90 м, и какое-то время он был высочайшим сооружением Нью-Йорка. Весила статуя 225 т. Потом началась будничная работа по обустройству статуи. Внутри нее сделали лестницу из 354 ступеней, по которой можно было подняться наверх, к самой голове. В 1916 г. снова объявили о сборе средств – на сей раз на прожекторы, которые освещали бы статую ночью. В том же году США вступили в Первую мировую войну и немецкие шпионы взорвали военную верфь на соседнем берегу. Взрыв повредил факел Свободы, и доступ туда закрыли.

В экскурсионный тур к статуе Свободы обычно включается посещение соседнего острова Эллис-Айленд, где в 1890 г. открыли центр по приему иммигрантов, прибывающих в США. Первой искательницей счастья, попавшей в него, стала 15-летняя ирландка Анна Мур, которую приветствовал сам мэр Нью-Йорка. До 1954 г., когда центр закрыли, через остров прошло 12 млн человек. Для них американская свобода начиналась с унизительных допросов, обысков и вымогания взяток. Больных хроническими болезнями отправляли обратно, разрушая семьи. На острове выстроили огромные казармы, где приезжие - в основном итальянцы, евреи, поляки и немцы – ждали решения своей участи. В 1897 г. здания уничтожил сильный пожар, но их быстро отстроили вновь. Когда поток иммигрантов уменьшился и они стали прибывать в Штаты по воздуху, Эллис-Айленд закрыли.

С годами Свобода стала признанным символом Америки, потеснив дядю Сэма. К 100-летию сооружения провели ее капитальную реконструкцию, которая обошлась казне в 75 млн. долларов. К тому времени статую ежегодно посещали до 2 млн. туристов со всего мира. Для них в основании статуи оборудовали музей, повествующий об истории ее создания. Маленький остров заполонили сувенирные киоски. В сентябре 2001 г. в обстановке паники, вызванной терактами 11 сентября, статус закрыли для посетителей. Работы по модернизации системы безопасности обошлись почти в 30 млн. долларов. Теперь посетители при посадке на паром и входе в музей проходят через металлоискатели. К подножию станции пристроили две широкие деревянные лестницы, облегчающие эвакуацию. В августе 2004 г. доступ к Свободе был разрешен, но подниматься на смотровую площадку пока нельзя.

Из центра по приему иммигрантов решили сделать филиал музея, который начал работать в 1990 г. Сейчас в его зданиях можно увидеть вещи иммигрантов, их фотографии и стену с именами 400 тыс. людей, для которых остров стал воротами в новую жизнь. Эллис-Айленд далеко не так впечатляющ, как статуя Бартольди, но их не случайно объединили в один музей, ведь прекрасная идея свободы неотделима от ее практического воплощения.

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.