Современный буддизм в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии

В настоящее время самую видную общественно-политическую и культурную роль буддизм играет в странах Индокитайского полуострова. За исключением Вьетнама, где господствует учение махаяны, принесенное из Китая, во всех остальных странах Индокитая распространен хинаянистский буддизм с его разными сектами.

В Бирме, Камбодже, Таиланде буддизм выступает как государственная религия. В Таиланде король считается главой буддистской церкви; все мужчины проходят обязательный стаж послушничества в монастыре; для этого государственные служащие получают даже 4-месячный оплачиваемый отпуск. Школы в стране находятся в руках буддистского духовенства. В Камбодже тоже каждый мужчина должен побывать послушником в монастыре. В Бирме буддизм составляет господствующую религию, но часть населения придерживается других вероучений или чисто местных культов. На Цейлоне (Шри Ланка) сингалы, составляющие большинство населения,— буддисты, а тамилы — индуисты.

Буддистское духовенство в этих странах не стоит в стороне от общественно-политической жизни; рядовое монашество, связанное с широкими народными массами, нередко выступает (например, в Южном Вьетнаме, в Камбодже) на стороне демократических движений.

В Японии буддизм, раздробленный на множество сект, так переплелся с чисто национальным синтоизмом, образовав так называемые «новые религии», что не всегда можно с уверенностью сказать, какая секта основана на буддистском вероучении, какая на синтоистском. Преимущественно буддистским духом проникнуты "амидаистские" секты (средневекового происхождения), возлагающие надежды на спасителя Будду-Амиду (Амитабу); до сих пор сохраняют обособленность и фанатическую исключительность такие средневековые секты, как «нитирен», в том числе самая массовая секта «Сока-гаккай», активно вмешивающаяся в политическую жизнь страны. Наконец, в последнее время широкое распространение получила секта "Дзэн", зародившаяся тоже в средние века. Ее проповедь мистического самоуглубления и вне разумного постижения истины импонирует определенным интеллигентским кругам. Последователей секты «дзэн» можно встретить далеко за пределами Японии — в Западной Европе и в Америке.

На почве широких демократических движений в странах Азии наметилась тенденция к сближению буддистских церквей и отдельных сект. На буддистском съезде в Коломбо (Цейлон) в 1950 г. было создано «Всемирное братство буддистов». Резиденция его «Исполнительного комитета» позже была перенесена в Рангун (Бирма), а затем в Бангкок (Таиланд). Комитет активно участвует в международной политике.

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.