Современный буддизм-ламаизм

Для всего северного буддизма Тибет является метрополией, заветной страной, Лхаса – священный город, куда отовсюду стекаются паломники-буддисты. Большинство населения этого города составляют монахи. Тибетский язык считается священным у всех северных буддистов, на нем написана обширная религиозная литература: Ганджур – в 108 томах и комментарии к нему – Данджур – в 225 томах. Во всех ламаистских монастырях, в Монголии и других районах, монахов обучают тибетскому языку и на нем изучается буддистская литература. Тибетские святыни чтятся и южными буддистами. Формы культа, установленные Цзонкавой, почти одинаковы во всем северном буддизме. В каждом монастыре ежедневно совершаются хуралы (богослужения), в определенные дни устраиваются пышные праздники. Из них главные – цам (древний, еще добуддистский по происхождению праздник) и круговращение Май-дари (будущего Будды). Во время цама устраиваются своеобразные священные пляски лам, наряженных в страшные и уродливые маски докшитов – чудовищ-демонов, которые должны отпугивать врагов веры.

Большое значение в ламаизме имеют медитативные практики. Поэтому даже в культе придается немалое значение монотонному повторению молитвенных формул. Из них главная – «Ом; мани падме хум!» («О сокровище на лотосе!»), она пишется на камнях, на дорогах, на листках бумаги, которые потом помещаются в особые «молитвенные мельницы» (хурдз), и эти мельницы вращаются руками молящихся: каждый поворот равнозначен многократному повторению молитвы; подобные мельницы вращаются также ветром или водой.

Монахов в буддистских странах очень много. Есть обычай из каждой семьи посвящать в монахи (ламы) по крайней мере одного мальчика. Есть и женщины-монахини, но их меньше. В Тибете число лам достигало четверти всего мужского населения страны. Часть лам живет в монастырях, часть – в миру. Монастырские ламы делятся на ранги: низший ранг – бандий (послушник), далее идут гецул, гелюнг, наконец, настоятель монастыря – ширетуй. Монахи делятся и по роду деятельности: ламы врачи, музыканты, учителя, служители, предсказатели и пр. Особенно почетное положение занимали, конечно, ламы-хубилганы. Монастыри в Тибете и Монголии были до последнего времени достаточно богаты. Они владели землями, скотом (джаса), крепостными (в Монголии – шабинарами), которых они притесняли не меньше, чем светские феодалы – князья. В некоторых монастырях скапливались огромные богатства – за счет тяжелого труда крепостных и за счет пожертвований верующих. Там множество статуй, разных священных изображений; в некоторых монастырях хранятся, например, статуи 1000 будд; пышные наряды лам, знамена, музыкальные инструменты и другие принадлежности культа – обычный реквизит монастырей, усиливающий религиозное воображение верующих.

Пантеон буддизма, особенно северного, очень богат и сложен. Помимо собственно будд и бодисатв разных наименований почитанием пользуются грозные божества докшиты – Махакала, Чжамсаран и др., разные буддистские святые, знаменитые ламы, особенно Цзонкава – основатель «желтошапочной» секты.

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.