Сложность и изощренность христианской догматики

БиблеистикаСложная история развития христианских общин отразилась в христианской догматике. Возникнув первоначально как небольшая иудейская секта, христианство постепенно превращалось в мировую религию по мере того, как оно начинало выражать интересы разнообразных этнических и классовых слоев. Это привело к тому, что сама христианская догматика становилась чрезвычайно сложной и изощренной в трактовке своих понятий и положений. Едва ли найдется в мире другая религия, которая заключала бы в себе столько логически противоречивых утверждений, как христианская. Нельзя не подивиться количеству примеров подобных противоречий, даже если оставить несоответствия между отдельными евангелиями, как сравнительно маловажный факт, и ограничиться только основными понятиями христианства.

Довольно сложной для понимания представляется идея всемогущего и всеблагого бога, которая логически резко противоречит идее бога страдающего, искупающего своей смертью грехи людей. Та же идея всеблагого, всемогущего бога противоречит идее греховности всего человеческого рода, учению о загробном воздаянии и мучениях грешников. Всеблагой и всемогущий бог, по человеческой логике, должен был бы устроить судьбу мира ко всеобщему благополучию, не обрекая людей на вечную муку за то, что он сам же создал их дурными.

Не менее сложным для понимания представляется противоречие догмата о предопределении и церковном учении о свободе воли человека. Всеведущий бог заранее предопределил одних людей к праведной жизни и райскому блаженству, других — ко греху и загробным мукам. Но в то же время, по христианскому учению, воля человека свободна, он сам избирает для себя путь добродетели или путь греха, и за это-то бог награждает одних и карает других. Это догматическое противоречие усложняется еще и тем, что христианские богословы трактуют его по-разному.

Ставит в затруднение логическая неправильность христианского догмата троичности бога. Бог един, но в то же время их три: бог-отец, бог-сын и бог — дух святой. Бог-отец посылает своего сына на землю, где тот рождается от бога — духа святого и женщины. Будучи на земле, этот бог-сын постоянно говорит людям, что он лишь творит волю пославшего его отца, а не свою. Он молится своему отцу, прося у него силы, чтобы перенести тяжелую казнь, просит даже избавить его от этой казни. И вот оказывается, что он, его отец, и святой дух, который тоже является его отцом, оплодотворившим его мать, — все это один и тот же бог.

Понять это человеческим умом невозможно. Но имеет ли смысл обосновывать религию логически — это вопрос, даже несмотря на тысячелетние традиции и мнение богословов по этому поводу. Сферой религиозного знания является не обыденная человеческая реальность и тем более не научные изыскания, а реальность потусторонняя, сверхъестественная, инструментарием для познания которой должна быть скорее слепая вера и религиозное чувство. Но не будем здесь сводить все к излюбленному методу жрецов, утверждая, что человек просто не способен осмыслить божественное, поскольку существует и вполне понятное для человеческого разума объяснение. К примеру, в библеистике нелогичность троичности христианского бога объясняется тем, что составные части пресвятой троицы были взяты из различных источников: бог-отец — это еврейский Яхве-Саваоф, бог-сын — это мессия-спаситель, а бог — дух святой — это плерома, отвлеченное божественное начало гностиков, которое ставилось ими неизмеримо выше еврейского бога Яхве и даже отчасти противопоставлялось ему. Какой из вариантов вам ближе — выбирать вам же.

Также необходимо сказать, что в древности реальность воспринималась несколько иначе, нежели в современности. Мышлению древних была присуща качественно иная — мифологическая логика, в которой логические связи, свойственные современному мышлению, не были еще настолько прочными. Мифологическому мышлению присуща скорее эмоциональная оценка событий и явлений, нежели логико-дискурсивная. Поэтому в те времена мало кого смущали какие бы то не было догматические противоречия, тем более, что основной массе простого люда нужна была не сложная религиозная система, а вера в доброе божество — спасителя, нужно было религиозное утешение. Все это также позволило сосуществовать разрозненным идеологическим элементам бок о бок.

В христианстве явно прослеживается слияние различных философских мировоззрений. Когда в христианские общины стали вливаться представители иных этнических слоев и социальных классов, в частности — представители образованного римскоэллинистического общества, пропитавшиеся духом позднегреческой философии с ее утонченным идеализмом, — они принесли в христианское учение свои интересы и идеи, которые необходимо было увязать в одну целостную систему. Христианству пришлось примирить верования и догматы, сложившиеся в разное время и в разных культурных и социальных ситуациях.

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.