Сферические чудаки

Чудаки и занудыКорреспондентам «Культурного обозревателя» посчастливилось побывать в театре «Сфера» на премьере спектакля «Чудаки и зануды». Несомненно, он займёт достойное место в репертуаре театра и будет вызывать восторги публики, аналогичные тем, что начались с первой минуты премьерного спектакля. Так, всеобщие радость и веселье вызвало появление антропоморфной собаки в изображении одного из актёров – хочется даже заметить, «одного из талантливейших актёров». Младшей части труппы замечательно удалось передать милую подростковую непосредственность. Кажется, будто подглядываешь за подростками в их естественной среде обитания, и сам начинаешь смущаться.

Ребята катались на скейтбордах по параболическим рампам. Симона стремительно взбиралась по лесенке в «птичье гнездо» под самым потолком, где размещался диджейский пульт, и зачитывала пронзительные строки под сотворённые здесь и сейчас индустриальные ритмы. Пространство зала изрешечивала морзянка стробоскопов. Сгущалась атмосфера андеграундной техно-дискотеки для избранных, куда тебя впервые пригласили. Актёры, находившиеся в этот момент на круглой сцене театра, аккомпанировали «белому стиху» механическим движением тел.

Зрителям также запомнился отчим маленькой героини Ингве – обладатель хэмингуэевской бородки интеллигентный «зануда», чей девиз: «Ненавижу бардак!» Понравился, вероятно, потому, что каждый человек по мере взросления приобретает «занудные» черты. Ингве гораздо более важен, чем может показаться с первого взгляда. Он – краеугольный камень семьи, в окрестностях которого только и могут происходить разные чудачества. Ингве напоминает ту песчинку, что скрыта в серёдке всякой жемчужины. Без спокойного и трудолюбивого отца семейства всем остальным пришлось бы «чудить» в подворотне.

Не умирает традиция «Сферы» вовлекать в театральное действо зрителей: в антракте между рядами кресел блуждала архетипическая школьная учительница и часто переспрашивала, где живёт семья Кролл. В начале второго акта она отыскала-таки нужный дом и нанесла визит родителям Симоны. Понятно, что знакомство «зануды» со сборищем «чудаков» не могло пройти банально. Взрослые путались, ораторствовали, изрекали истины, словом, делали то, что так хорошо умеют делать взрослые. Но всё перечисленное – ничто перед «истиной в последней инстанции», которая «глаголет устами ребёнка». Это наивность, оказывающаяся при ближайшем рассмотрении мудростью. Отроки нащупывают свой путь во Вселенной взрослого мира – продвигаются с трудом, медленнее слепого, ведь у них нет даже белой тросточки.

Молодой режиссёр использовала в постановке наработки как классической школы, так и сценических форм современного искусства. Не суть важно, продолжит ли Юлия Беляева эксперименты или обратится к строгому жанру – она одинаково будет успешна во всём. Спектакль «Чудаки и зануды» есть показатель её мастерства и универсальности как режиссёра. А потому не стоит переживать за судьбу пьесы «Старший сын» А. Вампилова, которая сейчас в разработке у Беляевой и будет представлена зрителям в декабре.

Как вытерпеть до зимы? Можно купить билеты на другие спектакли молодого мастера – «Афродита» и «Раскас». А то и посмотреть ещё раз «Чудаки и зануды». Ведь какое же счастье, что потерявшаяся в первом акте собака под занавес всегда будет прибегать домой!

Чудаки и зануды Чудаки и зануды Чудаки и зануды Чудаки и зануды

Владимир Калашников

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.