Сад наслаждений / El jardín de las delicias (1970)

Сад наслажденийЯ был мальчиком, девушкой, кустом, птицей и рыбой безмолвной, выплывающей из морской пучины.

Фильм "Сад наслаждений" выдающегося испанского режиссера Карлоса Сауры (Carlos Saura) о том, как утратившего память после автокатастрофы бизнесмена пытаются привести к сознанию его родные и близкие: дети, жена, отец и прочие родичи. Для этого они начинают активно разыгрывать сцены из его жизни, пытаясь вовлечь его в события и пробудить воспоминания через эмоциональные переживания. Поначалу проскальзывающая жестокость и нервозность родственников несколько удивляет, но вскоре становится понятно, что без его подписи и знания кодов доступа к сейфам и банковским счетам они просто не могут получить его деньги.

Реальные события в фильме, как это водится у Сауры, постоянно перемежаются воображаемыми переживаниями героев, доходящими порой до настоящего сумасшествия. Да и сами герои все чаще и чаще начинают вести себя как несовсем нормальные люди, что в принципе и не удивительно, поскольку ежедневное вживание в разные роли требует от них серьезного подхода и самоотдачи. Несуразность происходящего временами сильно начинает напоминать сюрреалистические повороты Бунюэля с элементами Хичкока.

И в какой-то момент у них начинает получаться вытягивать Антонио (так зовут олигарха) из пропасти безумия и вовлекать его в сознательное участие в происходящем. Он начинает разговаривать, двигаться, вставать, ходить по дому, но встречаясь с каждым из родственников он понимает, что в чувствах к нему испытываемых они все не искренни. Антонио пытается бежать прочь от этих людей, но у него ничего не получается, отпускать его никто не собирается. И тогда он убегает окончательно в себя, начав видеть их всех просто как сумасшедших.

Карлос Саура в очередной раз поразил своим неординарным почерком и нестандартным мышлением. В этом фильме новаторство режиссера состоит в заострении внимания зрителя на том, что это кино - именно кино. Он не пытается создать эффект полного вовлечения зрителя в картину. Он не старается заставить зрителя забыть о реальности и возможности взгляда на происходящее со стороны. Он именно подчеркивает "ненастоящесть" и искусственность своих персонажей и этим эффектом он усиливает неискренность их в желании помочь Антонио избавиться от амнезии.

Обычно такая искусственность в фильмах воспиринимается как недостаток и умаляет достоинство картины, но в "Саде наслаждений" эффект ровно обратный. Саура создает атмосферу игры и переводит зрителя на иной уровень восприятия, в котором нет сопереживания и жалости, именно для этого он подчеркивает, что главный герой вполне заслуживает подобного отношения. Это уровень чистой эстетики, в котором зритель наслаждается не участием, а взглядом со стороны, а следовательно становится открытым для полного восприятия игры мысли, поворотов сюжета, метафоричности образов и великолепной игры актеров.

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.