Русские холерики Бориса Кустодиева
Думала: на улицу век не пойду.
А теперь под вечер аж пятки горят:
Ноженьки резвые в пляску хотят.
Я пойду на улицу, к девкам пойду,
Голосом звонким я им подпою.
Развеселые, чумовые и с характером. Эх ма! С румяных щек задор просто ковшом черпают. Коли сердце от радости встрепенулось, так и в припляс готовы пуститься, да с посвистом, да с окриком на всю околицу. Мать честна, куда скрыться-то от ликования этого безмерного? Все равно найдут, выдернут из-под одеяла, потащат на мороз потешками развлекать. И тут же подхватываешь волну массового дионисийского восторга и вместе со всеми – руки в боки и пляшешь камаринскую. Ай да народ расписной, ай да во все стороны его шатает. Кто потянет поступки, на какие мы отваживаемся во хмелю беспробудном? Да постоянный у нас этот хмель в крови, постоянный!! И холодных скандинавов из нас не выйдет.
Это все художник Кустодиев. Его сытое-русское-молодецкое невозможно забыть. И хочется еще и еще раз наблюдать извозчика за чаем, трескающего баранки у белолицего самовара и поглядывающего в оконце. И ярмарки, трактиры, массовые гуляния, рысаков, которые отвезут хоть на край света. Чем не корень жизни? Премного благодарна я Борису Михайловичу, он – наш темперамент.
Что сделал с провинцией астраханский мальчик, однажды увидевший выставку передвижников? Взял – и одним мановением преобразил ее. О том, как гуляет Костромская губерния и о деревенских праздниках Нижнего Поволжья, знают теперь все. Готовился стать священником Кустодиев, а стал автором бытовых идиллических сценок. Человек, который не унывал, случись с ним даже самое непредвиденное бедствие. Когда его разбил паралич, он продолжал писать живописные сюжеты, подбирая для них темы частушек «Под милашкину гармошку» и «Земляничку я сбирала». В инвалидном кресле бывал на театральных премьерах и даже колесил по стране.
Абсолютно цельная натура: оставался верен своей супруге до конца дней и души не чаял в детях. Носил дочь на лесную поляну в лукошке для грибов, чтобы она училась чувствовать землю. Совершенно самодостаточный человек. И как, не побоюсь этого слова, не превозносить Кустодиева? Да за одну эту цельность я бы восхищалась им, даже если бы он просто мастерил декоративные бутылки для вин.
Это тот живописец, который сказал нам, что мы – сумасшедшие, неуравновешенные люди – и ведь прав был! Дремотная неподвижность сменяется у нас оголтелым желанием жить без всяких «но». С одной стороны, караул.
А с другой стороны, как, скажите, без «души навыворот»? Это ж родное, где-то внутри схоронено. Но, глядишь, просыпается время от времени. И как выскочит из-за угла, как выпрыгнет – пойдут клочки по закоулочкам. И всё-всё выплеснется наружу, только успевай, чтоб горницы чужих душ не затопило.
А добро бы молчком да в тряпочку, так нет – подзуживает что-то изнутри – не о себе даже, а о горемычной жизни этой, беспросветной и постылой. И остается только рыдать в три ручья в передник. «Виновата ли я, что мой голос дрожал…»
Картины Кустодиева – это а-ля Лесков или Островский в обработке. Это то, что он запамятовал с детства. А в памяти мастера остался купеческий флигель, взятый на съем его матерью. Увиденное мальчишкой мещанское довольство контрастно отличалось от того скудного достатка, с которым приходилось мириться нуждающейся семье. Так постепенно появлялась череда художественных образов разных сословий: купчихи, что пыжатся над пряностями, дворники, усердно машущие метлой и, конечно, типичные русские «каравайные» женщины.
Думается, красавицы художника до сих пор встречаются среди местного люда. Своеобычные… пироги пекут яблоневые да в платок руки кутают, слезы утирают украдкой да озорно так перемигиваются. Или разобидеться могут и застать врасплох своим вопросом прямым: «Ишь ты, востроглазый, откуда сыскался только?» И тогда хоть на голове ходи, а все не угодишь красной девице.
Молодецкая удаль, что не сдержать, да девичья кротость, что глаза в пол опускает – сочетание самое сильное. И самое могучее. Да коли русских Венер больше было бы – и богатырей бы не счесть. А говоря о русских сударынях, имею в виду не пресловутый ипподром с женщиной во главе, а исконную нежность, которую ни с чем не спутаешь. То бишь женское притяжение. Есть оно и у Кустодиева, неловкое такое, спрятанное за пышными формами, но все же притяжение.
Ну куда без Бориса Михайловича, подмастерья Репина? Глядеть-не наглядеться. И медовы забавы изобразит, и самозабвенный нетесаный труд. И понимаешь, что всего в избытке у нас: и пахарского воодушевления, и кутежа. …Блестит конская сбруя, чуть помедленнее кони, чуть помедленнее!
Извозчик за чаем, 1920 | Трактирщик, 1920 | Морозный день, 1916 | Зима, 1916 | Ярмарка, 1908 |
Масленица, 1919 | Красавица, 1915 | Сенокос, 1917 | Карусель, 1920 | Портрет Ю. Е. Кустодиевой, 1903 |
Мария Сопкалова
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь