Рассекая волны / Breaking the Waves (1996)

Ларс фон Триер - Рассекая волныФильм с необычным и странным названием "Рассекая волны". Его поставил в 1996 году датский кинорежиссер Ларс фон Триер. Фильм поразительный. Он рассказывает о женщине из верующей семьи, которую именно вера стала превращать в убийцу и подтолкнула к нарушению главных моральных норм.

Грязное, безнравственное поведение, пренебрежение устоями общества, в котором живет молодая женщина, – что могло стать этому причиной? Режиссер утверждает, что причиной является чистое и сильное чувство любви. Может ли любовь быть причиной греха? Когда первый раз смотришь фильм, возникает ощущение, что может. И только спустя некоторое время сквозь сцены мучений, болезней и смерти проглядывает полная картина.

Отрезанная от людей община на северо-западе Шотландии живет по четко установленным законам и принципам: обязательное посещение церкви, молитва, соблюдение заповедей, уважение к родителям, категорическое осуждение воровства и разврата. Любое общество, чтобы нормально существовать, должно жить не только по законам материального мира – главным условием выживания является соблюдение законов духовных. Именно соблюдение духовных законов подняло человека из животного состояния на более высокий уровень. За духовную и нравственную атмосферу общения в поселке отвечают протестантские священники. Они подчеркнуто суровы и аскетичны.

Показана сцена похорон одного из прихожан. В своем напутственном слове священник жестко произносит: «Этот человек несомненно попадет в ад, поскольку он грешил».

Жестко клеймя тех, кто нарушает заповеди и впадает в грех, священники пытаются спасти общину от нравственного хаоса. Людям нужны духовные ориентиры, они должны осознавать, что является грехом, и воздерживаться от того, что вредит душе. Священники достаточно жестко относятся к чужакам. Разлагающее влияние современной цивилизации может поколебать устои и разрушить общину изнутри. Поэтому вполне резонно выглядит вопрос, заданный молодой женщине, которая влюбилась в иностранца, работающего на буровой вышке, и хочет выйти за него замуж.

— Зачем он тебе нужен?
Я его люблю, — простодушно отвечает девушка.
Но ведь он же иностранец, что дали нам эти иностранцы?
Девушка, помедлив, неожиданно отвечает:
— Они дали нам музыку.

Не знание, не способности, не технический прогресс. Самое ценное, что она получила, — музыка. В этой фразе кроется ее дальнейшая судьба. Перед смертью она также выберет музыку. Но сейчас она влюбилась и хочет выйти замуж.

Показана свадьба и обряд венчания в церкви. И вот здесь начинаются странности. После бракосочетания все выходят на улицу, и приятель жениха обращается к стоящему рядом священнику: «Святой отец, звоните во все колокола». Бросив на него тяжелый взгляд, тот отвечает: «У нас нет колоколов. Нашей церкви колокола не нужны». — «Грустно, что у вас нет колоколов», – бросает молодой человек, и свадебная процессия движется дальше.

Вид пустой колокольни настораживает. Появляется ощущение необъяснимой тревоги.

Следующая странная сцена. Невеста требует от жениха немедленной физической близости: «Немедленно, сейчас же, хоть в туалете». Жених смущен и растерян. Он предлагает подождать до вечера, но страсть, вспыхнувшую в душе женщины, уже не остановить. Они впопыхах, по-животному занимаются сексом в туалете.

После нескольких дней общения муж должен вернуться обратно на буровую. Но любовь в душе молодой женщины все сильнее превращается в страсть и требует немедленного физического удовлетворения.

Что сделала бы на ее месте обычная легкомысленная женщина? Не сумев сдержать свою похотливость, начала бы посматривать на других мужчин. Познакомилась бы с одним, с другим, удовлетворила бы свое животное желание. Понемножечку истребила бы этим чувство любви в душе, уравновесила бы изменой свое ненасытное желание обладать любимым человеком. Потом пошла бы в церковь и явно или мысленно покаялась.

Но героиня фильма – глубоко верующая. Она даже не помышляет об измене. Грешить для нее недопустимо. Она убежденно и искренне верит в Бога. И именно это становится причиной ее трагедии. Тайком она пробирается в храм и, обращаясь к Всевышнему с молитвой, просит Его исполнить ее страстное желание. Она хочет видеть своего любимого как можно скорее. Она хочет, чтобы любимый все время был рядом.

Иисус Христос говорил, что любая просьба, обращенная к Богу в молитве, исполняется. Желание молодой влюбленной женщины исполняется неотвратимо. Через короткое время муж возвращается к ней – возвращается инвалидом, навсегда прикованным к постели. Но когда она бросается к нему, он вдруг отталкивает ее руку.

Наша интуиция знает все. Все, что было, что есть и что будет. Не всегда наше подсознание сообщает нам о том, как связаны события. Но в наших чувствах это знание есть. Молодой человек неожиданно для себя понял, что жена своей страстью его убивает. Он увидел, что у него нет шансов. Смерть и инвалидность, пришедшие к нему, выглядят как безумная привязанность его жены. А дальше происходит невероятное: он просит ее изменить ему с другим мужчиной. Любящая женщина оскорблена до глубины души. Она негодует, она возмущена. В ярости она оскорбляет его, обзывает несчастным инвалидом, затем убегает.

И неожиданно ему становится лучше, и он осознает, что у него есть только один шанс выжить. Свою страсть жена должна направить на другого человека. Именно страсть, а не любовь. Любовь должна принадлежать им обоим, а убийственную страсть нужно направить к другому. Из любви к своему мужу женщина соглашается. Она готова пойти и отдаться кому угодно, лишь бы мужу стало лучше. Так она наталкивается на ненависть со стороны общества: мальчишки бросают в нее камнями и обзывают проституткой, мать не пускает ее на порог своего дома, священник равнодушно отворачивается от нее, когда она, избитая, лежит на дороге.

Но это еще не все. Она узнает, что ее любимый человек умирает, и едет к преступникам и убийцам на корабль, чтобы в последний раз исполнить роль проститутки. Этим она надеется спасти любимого человека. Умирая, она спрашивает, стало ли ему лучше. Но Бог не дает ей радости исполненного желания и перед смертью. Ей отвечают, что лучше ему не стало, и она умирает с ощущением несбывшейся мечты. Человеческое разрушено полностью. Самые высокие надежды и чувства потерпели крах. Ее желания не сбылись, ожидания рухнули. Черная, зияющая пустота.

Она уносит в могилу только одно – любовь. Это чувство у нее никто никогда не отнимет. Ее должны похоронить, как хоронят обычных грешников. И, как обычно в таких случаях, священник произнесет проклятие над ее гробом. Но ее любимый человек необъяснимо начинает выздоравливать. Вместе с друзьями он выкрадывает тело своей жены, оставляя в гробу мешок с песком. Они хоронят ее в море, по морскому обычаю – без религиозных отпеваний и наставлений. И в этот момент в небе звонят колокола.

Фильм называется "Рассекая волны". Последние кадры фильма – это кульминационная сцена. В ней сжат, сосредоточен весь смысл фильма. Юная женщина победила свою страсть, убивающую ее душу и жизнь ее мужа. Она сумела победить свою страсть только через собственную смерть. Но разрушением тела она спасает свою душу и открывает ее Творцу. И звон колоколов извещает об этом.

Колокольный звон напоминает людям о Боге. В первую очередь он нужен не священникам в церкви, а всем людям. Когда звучит колокол, останавливается сознание с его человеческой логикой и желаниями, начинает звучать Божественная музыка, и человек может увидеть высшую логику происходящего.

Любовь в этом фильме победила, как, впрочем, и в жизни. Любовь – чувство вечное и неприкосновенное. От нее можно надолго закрыться деньгами, желаниями и страстями и существовать в своем крошечном стабильном мирке, медленно и незаметно умирая. Но рано или поздно любовь придет и победит. Если раньше, то через страдания, если позже – через смерть.

Остается непонятной трагедия главной героини. Получается, что любовь убила ее. Если бы не было этого всесильного чувства, если бы не было такой искренности и веры, она была бы жива и здорова. Хочется понять главную проблему. Почему такая чистая, светлая и возвышенная любовь сопровождается такой испепеляющей, безумной страстью. Чуть позже ответ приходит сам. Страсть появилась, потому что на звоннице не было колоколов.

Если учитель ошибается, то чем искреннее и честнее его ученик, чем более он послушен, тем больше он пострадает. Беззаветная вера юной женщины в то, что говорили священники, привела к трагедии. Почему? Проанализируем нравственную атмосферу поселка. Его жители никогда не упоминают имя Творца всуе, относятся к вере с большим уважением – третья заповедь. Они регулярно ходят в церковь и посвящают свободное время Богу – четвертая заповедь. Уважают своих родителей, чтят их и заботятся о них – пятая заповедь. Не убивают и не воруют – шестая и восьмая заповеди. Не прелюбодействуют и жестко осуждают подобное поведение – седьмая заповедь. Жители общины не завидуют более удачливым соседям и не лгут – девятая и десятая заповеди.

Главная героиня также свято соблюдала все эти каноны до тех пор, пока не полюбила. Но когда любовь и высшее счастье пришли в ее душу, выяснилось, что женщина, свято соблюдая заповеди, нарушает две из них – первую и вторую. И оказывается, что ее душа стремится не к Творцу, а к любимому человеку.

Любовь – это самая большая сила во вселенной. И чем сильнее она раскрывается в душе человека, тем больше опасность при ее неправильном направлении. С низкой энергией, в животном состоянии, не испытывая любви, человек может особенно не задумываться о выполнении Божественных заповедей. Но если он хочет все-таки быть не животным, а чело-веком, высшие законы бытия нужно исполнять, и в первую очередь – главные законы. Высшим законом вселенной является стремление к единству с Творцом, любовь к Нему как высшее счастье и принятие Его воли как механизм получения этого высшего счастья.

Многие люди считают, что можно носить Бога в душе и при этом не соблюдать заповедей. Для того чтобы жить, человек должен дышать, двигаться, есть. Для поддержания жизни нужно работать, заниматься сексом, содержать семью и заботиться о близких. А теперь представьте, что к вам подходит человек и говорит: «Я хочу жить и быть счастливым, но ничего из вышеперечисленного делать не буду». Такой человек умрет, даже не поняв, что он сам убил себя. Вышеперечисленные правила относятся к телу. Когда мы прекращаем есть, когда нас выгоняют на улицу, когда мы лишаемся близких, наше тело страдает, и это позволяет нам пересмотреть неправильные взгляды.

Божественные заповеди касаются души. Если человек слишком увлекается материальным, он перестает замечать, как страдает его душа при нарушении заповедей. Он может не обратить внимания даже на то, что его душа умирает. Он может не подозревать о том, что в этой ситуации тело уже обречено и прикосновение к любви приведет не к наслаждению, радости и развитию, а к смерти. Божественная логика для такого человека приходит через несчастья, страдания и смерть. И чтобы выжить, многие пытаются убежать от любви и от Бога.

История юной женщины, показанная в этом фильме, свидетельствует о простом факте. Люди, живущие в общине, приговорены: они утратили реальное единство с Богом. И если лучшие из них, ощутив присутствие Божественного в себе, умирают, говорить о физическом спасении других не приходится. Они уже мертвы, хотя живут, размножаются и свято чтут нормы морали.

В иудаизме есть интересная традиция. Праведников, даже умерших, называют живыми. И наоборот, живой человек с мертвой душой на самом деле живым не является. Поэтому Христос говорил: Предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Мф. 8, 22). Судя по всему, приговорены не только люди из этой общины, но и большая часть всего человечества.

Представьте себе еще одну картину. К вам подходит человек и говорит: «Я хочу, чтобы вы жили. Питайтесь, размножайтесь, работайте, создавайте семью. На здоровье. Я вам не позволю делать только одно – дышать. А все остальное – пожалуйста». Так вот, соблюдение первой и второй заповеди – это дыхание высокоразвитой души. Их неисполнение незаметно разрушает душу, несмотря на неукоснительное выполнение остальных заповедей.

В фильме присутствует объяснение причин этой неудержимой страсти. У юной женщины умер родной брат. Она совершенно не могла принять эту смерть, поэтому после его кончины попала в психиатрическую клинику. Непереносимость смерти близкого человека уже свидетельствует о том, что все интересы, вся внутренняя энергия человека сосредоточены на теле и его инстинктах. Утрачивается связь с Богом. Конечно, можно отречься от любви к ближнему и проявлять полное равнодушие, когда болеют, страдают и умирают друзья и родственники. Возвращение в животное состояние может отсрочить смерть. Но влюбленная женщина не хочет становиться равнодушной, и ее чистое и светлое чувство превращается в роковую страсть.

Почему же она грубейшим образом, хотя и невольно, нарушает вторую заповедь, и любимый человек становится ее кумиром?

Очередная сцена из фильма. Приятель жениха на свадьбе сидит рядом со священником. Он хочет показать свою удаль и превосходство – берет банку пива и с наслаждением выпивает ее, косясь на священника. Пастор молча наливает в кружку в два раза больший объем вина и не спеша ее осушает. Тогда парень берет металлическую банку и сжимает ее, сплющивая в своем кулаке. Священник молча берет стеклянный стакан и, глядя на молодого человека, начинает сжимать его. Раздается хруст, стакан со звоном лопается. На ладони пастора кровь, но он не обращает на это внимания. Он доказал свое духовное и физическое превосходство. Он действует как вожак в стае, подтверждая свое право управлять другими.

Вспоминая эту сцену, начинаешь осознавать, почему в этой церкви нет колоколов. Потому что главной целью и смыслом жизни здесь стали не любовь, единение и сострадание. Принципы, идеалы, непоколебимые представления о морали – вот что главное для этих людей. Поэтому ими можно управлять, подчинять их себе. Нужно клеймить грешников и хвалить праведников. Нужно показывать превосходство духовной силы над человеческой слабостью.

И получается, что священники, внешне служа Богу, на самом деле поклоняются человеческим инстинктам в их высшем проявлении. Они преодолели поклонение материальному счастью, но оказались бессильными в преодолении счастья духовного. Поэтому незаметно нарастают языческие тенденции. Пасторы приватизировали веру в Бога и религию. Теперь именно они определяют, кто грешник, а кто нет, кто будет в раю, а кого пошлют в ад. Они ненавидят любого, кто покусится на их духовную территорию, которую они получили от религии. Они защищены религией, но незаметно ими утрачена потребность в Боге.

Поэтому им и не нужны колокола, которые в подсознании любого человека воспринимаются как глас Божий. И чем искреннее человек верит этим священникам и идет за ними, тем быстрее его энергия превращается в поклонение кумирам – духовным или материальным. Тогда любовь превращается в страсть и начинает убивать.

Я смотрел этот фильм, и в памяти всплывала до боли знакомая история, случившаяся две тысячи лет тому назад. То же железобетонное поклонение устоявшимся правилам и нормам, то же четкое выполнение всех заповедей и игнорирование первых двух. То же ощущение правоты, защищенности и превосходства над другими. И именно вера была источником силы и превосходства над остальными. Но это был иудаизм, и против этого восстал Иисус Христос.

Почему же через две тысячи лет мы видим ту же самую картину? Сознание выбирает самое легкое и удобное решение: виноваты священники. Они обманули народ и пользуются своим превосходством. Но в этом фильме видно, что священники не собираются никого обманывать. Они искренне уверены в своей правоте и пытаются помочь другим. Просто поклонение духовному идолу также стало для них непреодолимым препятствием. Открытым остается вопрос, как же научиться соблюдать две первые заповеди, без соблюдения которых все остальные, сохраняя форму, теряют смысл.

Двухтысячелетний опыт христианства дает ответ на это. В православии существует следующий тезис: любые заповеди перестают работать и теряют свой смысл, если нет непрерывного личного устремления к Богу и постоянного преодоления собственного чувства превосходства над другими. Как только человек пытается механически, без внутреннего личного устремления исполнять заповеди, вера в Бога уходит.

Форма живет поддержанием стабильности. Содержание живет непрерывным внутренним устремлением. Судя по этому талантливому фильму, многие люди в настоящее время обречены, хотя не подозревают об этом. Они-то, может быть, еще доживут свою жизнь, но их дети и внуки окончательно утратят будущее.

Вывод напрашивается очень простой. Выжить смогут те, для кого потребность в любви и единении с Творцом будет превосходить потребность дышать. Не все выживут физически, говорит фильм, но те, для кого потребность в любви стала главным смыслом жизни, выживут душой. Живая душа может обрести новое тело. Живое же тело с мертвой душой обречено.

С. Н. Лазарев "Человек будущего", "Воспитание родителей", Часть 2, Стр. 46-50.

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.