Распространение буддизма

Проповедь новой религии имела большой успех в Индии. Она отвечала потребностям и чаяниям самых разных слоев населения. Для кшатриев Буддизм стал средством приобщения к высшим истинам, ранее доступным только брахманам. Вайшьям и шудрам Буддизм также сулил большие возможности. Члены этих варн, вступая в буддистскую монашескую общину, приобретали иные права – они становились равными представителям более высоких варн.

Поэтому уже одно то, что буддистская проповедь была обращена ко всем людям без исключения, делало это учение привлекательным для многих. Еще одним важным позитивным фактором для Буддизма было то, что его обряды были крайне просты и не требовали дорогостоящих жертвоприношений. И в итоге самое главное, что Гаутама-Будда и его ученики проповедовали на понятном разговорном языке (пракрите), а не на архаическом языке древних ведических гимнов.

Широкому распространению буддистского учения содействовала также хорошая организация монашеских общин. В них господствовали строгая дисциплина и повиновение старшим. Брахманы отчаянно сопротивлялись распространению новой религии, но они были бессильны против нее, ибо влияние их на простой народ было слабым. Лишь значительно позднее брахманизм сумел переформироваться, обретя формы индуизма, и в свою очередь перешел в наступление на буддизм. Но и сам буддизм в борьбе с брахманской религией не вышел неизменным. Уже в первые века начинается перерождение первоначального буддизма, и впоследствии это учение превращается чуть ли не в собственную противоположность.

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.