Проповедь Мухаммеда

Мечеть Мухаммеда в МединеВ VI веке в условиях культурной и религиозной разрозненности арабских племен в народе возникло движение за слияние племенных культов вокруг единого бога Аллаха. Пример единобожия и религиозной сплоченности арабам также подавали иудеи и христиане. В этой обстановке и развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшая общественной потребности. Его проповедь во многом пересекалась с религиозными учениями иудеев, христиан, ханифов. Основным у Мухаммеда было строгое требование почитать только единого бога Аллаха и быть безусловно покорным его воле. Само слово «ислам» означает покорность.

«Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме него, и ангелы, и обладающие знанием, которые стойки в справедливости: нет божества, кроме него, великого, мудрого! Поистине, религия пред Аллахом – ислам...» (Коран. Сура 3, аят 16—17).

Проповедь Мухаммеда вначале была встречена окружающими с недоверием и даже враждебностью, особенно предводителями его собственного племени корейш. Торговцы и знать опасались, что прекращение культа староарабских племенных богов подорвет значение Мекки как религиозного и культурного, так и экономического центра. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать из Мекки – это бегство (хиджра), совершенное в 622 г. н. э., считается мусульманами точкой отсчета для начала особого летосчисления (мусульманской эры). В земледельческом оазисе Медине (Ятриб) Мухаммед нашел более благоприятную почву для пропаганды. Мединцы соперничали и враждовали с мекканской аристократией и рады были объединиться и выступить против нее. Мухаммеда поддержало несколько местных племен. Он пытался опереться даже на еврейские общины. Навербовав себе много сторонников, Мухаммед в 630 г. захватил Мекку. Мекканские корейшитские заправилы вынуждены были принять новую религию, но они не прогадали, а выгадали на этом – с объединением арабских племен, которые одно за другим примыкали к новому учению, значение Мекки как национально-религиозного центра еще более возросло. Корейшитская знать, вначале враждебная мусульманскому движению, теперь признала за благо примкнуть к нему и даже возглавила движение.

В раннем исламе соединились движения разных социальных и культурных слоев арабского населения. В нем сочетались интересы и стремления кочевых племен, пострадавших от экономического кризиса и составивших военную силу ислама, горожан, из которых вербовались первые последователи Мухаммеда и торговцев, возглавивших это движение. Ислам стал религией, объединившей горожан, занимающихся торговлей и ремеслами, и кочевников-бедуинов в один сплоченный лагерь, представлявший мощную духовную, культурную а в будущем экономическую и политическую силу.

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.