Попытки создания интернациональной религии в Римской империи

Принятие христианстваРимские правители понимали, что ни одна из существующих религиозных систем больше не способна отражать интересы огромной империи и делали некоторые попытки создания искусственной наднациональной мировой религии. Была, например, сделана совершенно непригодная попытка введения официального общеимперского культа: независимо от множества разных местных культов римское правительство пыталось ввести обязательный для всех провинций империи культ гения императора, культ богини Ромы – покровительницы города Рима и культ Юпитера Капитолийского. Но такие казенные культы не могли ни в какой степени удовлетворить потребности простого народа в утешении. Некоторые религиозные учения могли с большим успехом претендовать на влияние в массах верующих. Как раз в эпоху образования Римской империи получили широкое распространение некоторые восточные культы, которые до известной степени приближались по своему характеру к мировым культам. В западной половине империи распространился культ Исиды. Ее поклонников было немало и в Риме и в провинциях. Широкое распространение, особенно в римской армии, получил культ иранского Митры. И все же ни одна из этих религий не сделалась в полном смысле мировой религией, не получила мирового господства, как это стало с христианством. Самым существенным обстоятельством, которое мешало этим религиям сделаться мировыми, была сложная обрядность, смысл которой состоял в создании искусственных перегородок между людьми. Люди разных религий не могли вместе ни есть, ни пить, ни общаться.

На роль мировой религии могла претендовать только такая религия, которая отказалась бы от этих обрядов, от возведения перегородок между людьми. Должна была появиться такая религия, которая могла бы не разъединить, а объединить широкие массы разноплеменного и разноязычного населения Римской империи. Потребность в религиозном утешении, в новой религии ощущалась прежде всего рабами и угнетенными. Ни одна из религий Древнего мира не могла дать рабам религиозного утешения, все они были государственными и аристократическими по своему характеру. Правда, существовали и народные культы, но и они были не для рабов, и каждый из них был тесно связан с местными национальными условиями. Для рабов и деклассированных групп населения, оторванных от своей племенной среды, от своего народа, старые национальные религии уже не подходили. Первоначальное христианство и стало такой религией рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов.

Немало важным фактом, давшим развитию христианства мощный приток сил оказался кризис рабовладельческого строя, породивший новые тенденции в общественном сознании. Наряду со старой аристократической идеологией, считающей физический труд низменным и презренным, уже в эпоху ранней империи появляются принципиально иные представления: уважительное отношение к «маленькому человеку» с его скромными потребностями и интересами, в том числе к рабу и его человеческому достоинству. Этот новый взгляд отражен и в эпитафиях и других надписях, и в литературных произведениях, сатирах Марциала и Ювенала, и в философии стоиков.

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.